За последние десять лет специалисты в области развития детей всё больше говорят о резком повышении количества детей с особенностями поведения, которые характеризуются как «гипердинамический синдром», «гиперактивность» или «синдром гиперактивности с дефицитом внимания» (СДВГ). Отношение к данному феномену неоднозначно: кто-то из родителей отвергает наличие данного диагноза, кто-то относится с чрезмерным преувеличением («мой ребенок болен») — всё это отражается на стиле воспитания и формировании у самого ребенка отношения к самому себе как к «ненормальному».
Существует ли данное расстройство в принципе, каковы его причины, как надо к нему относиться и какую помощь можно оказать детям с такими особенностями поведения? Об этом ниже.
Что такое гиперактивность?
Для начала разберём слово гиперактивность по составу: приставка «гипер» указывает на превышение норм, а основная часть слова означает «действительный, деятельный», то есть гиперактивный ребёнок — это чрезмерно деятельный, активный ребёнок.
Первые симптомы гиперактивности проявляются до возраста 7 лет, у мальчиков этот синдром встречается чаще, чем у девочек.
К внешним проявлениям гиперактивности относят такие, как:
- невнимательность, отвлекаемость;
- импульсивность;
- повышенная двигательная активность;
- как правило, интеллектуальные способности таких детей не зависят от степени гиперактивности, в некоторых случаях они даже превышают возрастную норму.
Часто СДВГ сопутствуют и другие нарушения: проблемы взаимоотношений с окружающими, заниженная самооценка, сложности обучения. Что, как правило, является следствием неоказания своевременной помощи, а значит, особенности поведения наложили отпечаток на внутреннее восприятие ребёнком самого себя.
Надо сказать еще об одной опасности «запускания» данного расстройства — это высокая вероятность накопления трудностей в обучении из-за низкого уровня самоконтроля и проблем в отношениях с учителями. Познавательные способности таких ребят, как правило, позволяют хорошо усваивать школьный материал, однако неусидчивость и дефицит внимания при отсутствии своевременной психологической коррекции могут ограничить или снизить потенциал обучаемости.
Причины возникновения гиперактивности
Причины возникновения гиперактивности разнообразны, но в основном специалисты выделяют такие, как: родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни, особенности функционирования и строения мозга, генетические факторы. Основой СДВГ (синдрома гиперактивности) выступает минимальная мозговая дисфункция (ММД).
Диагноз «гиперактивность» имеет право ставить только врач-психиатр после проведения необходимого обследования. Но на практике часто встречается, что такой диагноз ставит ребенку невролог. Оба эти специалиста осуществляют медикаментозное лечение при необходимости.
Заподозрить симптомы СДВГ и дать направление на обследование может и педагог-психолог (детский психолог) в детском саду или школе.
Коррекция гиперактивности
Сегодня работа современного врача, как правило, ограничивается постановкой диагноза и выписыванием необходимых лекарств, которые зачастую имеют серьезные побочные эффекты. Это директивный симптоматический подход, который заканчивается на купировании симптомов, в то время как причины расстройства остаются и продолжают создавать опасные условия для нарушений развития ребенка.
Кроме того, остаётся важная проблема, связанная с адаптацией ребенка к своим особенностям, требованиям в школе, развитии необходимой самодисциплины и других навыков. С помощью лекарств научить человека правилам поведения в обществе невозможно, а неадекватное поведение ребёнок может зафиксировать и воспроизводить его в дальнейшей взрослой жизни.
Вместе с тем важно проводить необходимую работу и с семьей ребёнка с СДВГ. Как правило, окружающим трудно взаимодействовать с таким ребёнком, но в первую очередь страдает сам ребенок с гиперактивностью. Трудности поведения не зависят от желания ребёнка так себя вести. Он просто не имеет возможности это исправить в силу своих физиологических особенностей. А постоянные окрики, брань, наказания чаще всего не помогают справиться с трудностями, а способствуют развитию отрицательных черт характера. Полного послушания гиперактивного ребёнка добиться нереально. Но обучить его жить в согласии и сотрудничестве — возможно!
Если у Вашего ребенка поставлен диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности или Вы подозреваете его наличие, то запишитесь на психолого-педагогический консилиум, в составе которого обязательно будут клинический психолог и дефектолог. Специалисты проведут диагностику и с учетом особенностей Вашего ребенка построят программу коррекции, а также дадут рекомендации по воспитанию ребёнка для родителей. Занятия со специалистами помогут развить необходимые качества: снизить импульсивность и агрессивность, улучшить внимание, повысить качество адаптации ребенка в семье, детском коллективе.
Также при СДВГ показал свою высокую эффективность Метод Томатис. Подробней прочитать об этом можно, пройдя по ссылке.
Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.