Эмоциональная регуляция у детей

Эмоциональная регуляция у детей

Очень часто на консультацию нейропсихолога приходят дети с недостаточной эмоциональной регуляцией. Им трудно переносить ограничение, на проигрыш или отказ они могут отреагировать агрессией, истерикой в уже довольно сознательном возрасте (для трёхлетнего ребенка такая реакция – вариант возрастной нормы, но потом дети должны научиться проживать состояние фрустрации). Ребенок с трудностями регуляции эмоций хуже адаптируется в новых условиях (в саду, в школе), имеет риск развития поведенческих нарушений и невротических реакций, а также часто имеет нарушения сна, питания. Также такие дети легче «подсаживаются» на гаджеты как на «эмоциональную соску».

Как же помочь ребенку с трудностями эмоциональной сферы?

Для начала давайте разберемся: от чего она зависит и как формируется?

С рождения ребенку важно отражение со стороны родителя. Это невербальные (вплоть до гормонального фона мамы) и вербальные послания, которые формируют «образ я» ребенка («Я есть», «Я хороший», «Я в безопасности»), а далее – его эмоциональный интеллект («Я злюсь», «Мне грустно»), способность поддерживать себя, справляться с фрустрацией, направлять свою деятельность. В процессе взросления ребенка формы и частота таких отражающих взаимодействий может изменяться. Безусловное принятие и такое отражение – это фундамент детско-родительских отношений и воспитания.

Отдельно стоит подчеркнуть, что критически важно то, как родитель обходится с негативными чувствами ребенка. Часто злость, печаль и другие сильные чувства ребенка с трудом принимаются родителем. Семья может по-разному обходиться с чувствами ребенка: от «переключения» на другие эмоции до запугивания и обесценивания его переживаний. Это происходит в тех случаях, когда и с собственными эмоциями родитель не умеет экологично обходиться (это ребенок усваивает, как пример). В таком случае ребенок не сможет научиться перерабатывать их, и это будет создавать внутреннее напряжение, что будет выливаться во вспышки аффекта, возможно, агрессивное поведение или навязчивости.

Для того, чтобы принимать и отражать ребенка, родителю нужно иметь собственный опыт «быть отраженным и принимаемым», а также достаточно свободный «контейнер» внутри себя. Иметь ресурс психики. «Понимать головой» недостаточно.

Еще один компонент, необходимый психике ребенка для здорового развития, — это границы. Физические, поведенческие, межличностные. Для ребенка границы – это правила и структура, которые устанавливает взрослый. Они устанавливаются на базе безусловного принятия. Правила и границы – не равно жесткость или давление. Они должны быть простыми, четкими и понятными ребенку. Они не должны меняться и зависеть от погоды и настроения родителя. Без чётких границ ребенок находится в тревоге.

С личностными границами на практике часто случается ситуация, когда родитель не умеет их устанавливать и удерживать из-за подсознательного чувства вины перед ребенком, отсутствия соответствующего собственного опыта или ресурса.

Подытожим. Для развития эмоциональной регуляции у ребенка нужны:

  • безусловная любовь и принятие со стороны родителей, даже (и особенно!) когда ребенок проявляет негативные эмоции и плохо себя ведёт (принятие — не равно поощрение такого поведения)
  • эмоциональное отражение и контейнирование (включает эмпатичное присоединение, проговаривание чувств)
  • наблюдение за примером взрослых, как они идентифицируют свои состояния и обходятся с ними
  • четкие границы и правила (как в пространстве, например, границы комнаты, план на день, так и в поведении, например, драться нельзя, есть в комнате нельзя, планшет можно два раза по 20 минут) и т.д.
  • и, конечно, для всего этого необходим ресурс родителя и осознание собственной родительской позиции (когда ребенок переживает сильные чувства, у родителя есть риск провалиться в детскую позицию и отвечать оттуда).

Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Эмоциональная регуляция у детей
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]