Артикуляционная гимнастика

В ходе логопедического обследования практически всегда обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляции или в качестве выполнения тех или иных движений, входящих в сложный комплекс произношения того или иного звука.

Например, подъязычная связка у многих утолщенная и укороченная, что затрудняет подъём языка наверх и тем самым не позволяет ребенку правильно произнести звуки [Р], [РЬ], [Ш], [Щ], [Ж], [Ч]. Если внимательные родители это заметили и повели ребенка к врачу, то врач, скорее всего, посоветует сделать операцию по подсечению подъязычной связки. Операция – это стресс для любого человека, тем более для ребенка-дошкольника, а ведь без операции в этом случае вполне можно обойтись: достаточно правильно подобрать логопедические упражнения для растягивания подъязычной связки.

Другой пример: при произнесении звука [С] ребенок не растягивает губы в улыбку, а складывает их в «трубочку», из-за чего звук теряет чистоту и приобретает шипящий оттенок. В этом случае ребёнка нужно научить приводить губы в нужное положение, для чего тоже необходимо выполнять специальные упражнения.
Или, скажем, в результате инсульта больной утратил возможность воспроизведения звукопроизносительных укладов. Для того, чтобы речь восстановилась, пациенту необходимо выполнять целый комплекс различных логопедических упражнений.
Таким образом, совершенно очевидно, что перед тем, как начинать работу непосредственно над звуками речи, нужно провести подготовительные упражнения – так называемую артикуляционную гимнастику.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Если мы говорим о простых случаях нарушений звукопроизношения у детей, то упражнять ребенка нужно лишь в тех движениях, которые у него нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Артикуляционная гимнастика – это очень мощный логопедический инструмент, но чтобы этот инструмент «работал», необходимо соблюдать важные правила:

  • Упражнения нужно выполнять систематически и регулярно, то есть ежедневно (а в более сложных случаях — и дважды в день) и именно в том порядке, который рекомендован специалистом.
  • При выполнении упражнений ребенок или взрослый, нуждающийся в коррекции звукопроизношения, должен обязательно следить за выполнением движений в зеркало. При этом он должен видеть не только себя, но и того, кто его обучает артикуляционной гимнастике. Это необходимо для того, чтобы лучше представлять себе работу артикуляционных органов; понять, чем правильное выполнение движения отличается от неправильного.
  • Выполняя упражнения, пациент должен следить, чтобы его артикуляционный аппарат находился в тонусе: то есть в исходном положении губы должны быть в улыбке, зубы видны; а все движения выполняются чётко и правильно.
  • Упражнения должны повторяться столько раз, сколько нужно для того, чтобы в артикуляционном аппарате ощущалось утомление. В противном случае от такой гимнастики толку мало. Это такая же тренировка, как и зарядка по утрам. Прикладываешь усилия, мышцы укрепляются, ноги и руки становятся сильнее, фигура стройнее. При выполнении артикуляционных упражнений – тот же механизм.
  • Дозировку и темп движений нужно увеличивать постепенно, по мере того, как движения осваиваются.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Статические упражнения рассчитаны на то, чтобы удерживать язык в определенном положении (например, удерживать язык в форме чашечки), а динамические упражнения предполагают повторяющиеся движения (например, движения языка вперед-назад).
В качестве иллюстрации предлагаем вашему вниманию комплекс артикуляционных упражнений.

Упражнения для шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]):

  1. Губы в улыбку, чтобы видны были зубы. Удерживать.
  2. Губы в трубочку, зубы не разжимать. Удерживать.
  3. Губы «рупором»: округлены и слегка выпячены.
  4. Язык широкий, как лопата:
    • покусать широкий язык зубами;
    • постучать по широкому языку верхней губой;
    • широкий язык удерживать в форме чашечки;
    • пощелкать кончиком языка;
    • присосать язык к небу;
    • сдувать ватку с носа вверх;
    • широким языком облизать верхнюю губу;
    • подуть на широкий язык, лежащий на верхней губе.

Упражнения для звука [Л]:

  1. Открыть рот и тянуться языком сначала к носу, потом к подбородку попеременно. Задерживать язык в одном положении на 5 секунд.
  2. Приоткрыть рот, расположить язык на верхней губе и делать движения по ней назад-вперед. Язык от губы отрывать нельзя.
  3. Широко раскрыть рот, расположить язык на небе, зафиксировать его в этом состоянии. Затем нужно, не отрывая язык от неба, с применением силы оттянуть нижнюю челюсть к низу.
  4. Улыбаясь, приоткрыть рот, высунуть язык и зажать его кончик между зубами. Постараться выдать звук [Ы]. Если наблюдается, что произносится звук [Л’], то необходимо еще больше высунуть язык, а между зубами зажать среднюю его область, а не кончик.

Еще примеры упражнений в исполнении логопеда нашего Центра:

 

 

Поскольку комплексы упражнений необходимо выполнять ежедневно, логопед после каждого занятия даёт домашнее задание для самостоятельной отработки. Такая схема коррекции речи значительно повышает эффективность и позволяет ускорить достижение нужного результата, сократить курс логопедических занятий.

Если вам необходим логопед, запишитесь на приём по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Артикуляционная гимнастика
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]