Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения звукопроизношения бывают разных видов:
- при нормальном слухе и сохранном состоянии центральной нервной системы (дислалия);
- при нарушенном слухе (дислалия у людей со сниженным слухом);
- при нормальном слухе и органической недостаточности функционирования центральной нервной системы (дизартрия);
- полное отсутствие звуков в речи или их крайне непонятное, даже близким людям, произношение из-за грубых нарушений со стороны центральной нервной системы (анартрия).
Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Также может понадобиться лечение заикания. Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительной стороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему. Например, когда маме одного мальчика было указано на звукопроизносительные трудности ребенка и необходимость их исправить до поступления в школу, она заявила логопеду, что ничего исправлять не будет, так как в этом заключается «неповторимое своеобразие» её сына. Ох, и намучился бедняжка с этим «неповторимым своеобразием»!
На самом деле, нарушения звукопроизношения у детей потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже — ограничить в выборе профессии. Скажем, если юноша хочет поступить в военное училище и не произносит при этом звук «р», его сразу из военкомата направляют к логопеду, а не станет заниматься — и в училище не возьмут. Что это за командир, который не может правильно дать команду «Смирно!»? Взрослым людям тоже крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Нарушенное звукопроизношение нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни.
Как проявляются нарушения звукопроизношения?
При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушения эти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л).
У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка».
При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и произношение гласных, а также дыхание и выразительность речи. Кроме того, дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более сложной работы по их устранению.
При анартрии, поскольку звуков в речи практически нет, на первое место выступает неврологическая симптоматика: слюнотечение, нарушение подвижности губ и языка, гипомимичность лица, нарушенное дыхание и т.д.
Причины нарушения звукопроизношения
Причины нарушений звукопроизношения очень разнообразны, и от их правильного определения зависит успешность устранения этих нарушений. Причинами возникновения дислалий могут быть:
- дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
- неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»);
- подражание неправильной речи;
- двуязычие в семье;
- снижение физиологического слуха.
Дизартрию и анартрию вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:
- внутриутробные поражения плода;
- родовые травмы (например, асфиксия);
- несовместимость матери и плода по резус-фактору;
- инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.
Нарушения звукопроизношения, даже самые серьёзные, — это, практически всегда устранимые дефекты. Почему же так много взрослых людей говорят, неправильно произнося целый ряд звуков русского языка? Самое главное в исправлении нарушений звукопроизношения, как уже говорилось выше, — это правильное определение причины нарушения. Очевидно, что каждой причине должен соответствовать конкретный способ коррекции. Если исправлять нарушенное произношение у человека, страдающего дизартрией, используя методы коррекции дислалий, эффект будет незначительный или его не будет совсем. Понятно, что человек может разочароваться и махнуть рукой на свою проблему, продолжая испытывать от неё неудобства. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит врач и назначает медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.
Именно такой подход мы предлагаем Вам в нашем Центре. Вашей проблемой будут заниматься одновременно все специалисты, от которых зависит её решение. Если Вы или Ваши близкие испытывают трудности от неправильного произношения звуков, приходите на первичный диагностический прием, на котором специалист составит для Вас индивидуальный маршрут работы с этой проблемой.
Примеры из практики
А., 17 лет. Обратилась с жалобой на неправильное произношение звука «р». Призналась, что стесняется своего неправильного произношения с детства и старается так строить свою речь, чтобы в ней не было слов с этим звуком. Очень хочет поступить в педагогический университет и поэтому решила обратиться к логопеду. Проведено 15 занятий, звук поставлен, введен в речь, даны дальнейшие рекомендации по автоматизации звука. Успешно поступила в педагогический университет.
У., 35 лет. Обратилась с жалобой на плохую речь. В речи нарушено звукопроизношение шипящих и свистящих, все гласные звуки произносились как один и тот же нейтральный носовой звук. Диагноз врача: «Последствия нейро-инфекции. Дизартрия». Было проведено 30 занятий. Речевая функция восстановлена полностью.