Расстройства аутистического спектра — это большая группа нарушений, имеющих различное происхождение. И четко прослеживается мировая тенденция к отказу от дифференциальной диагностики внутри группы.
В американской классификации DSM-5 все виды аутизма объединили в один диагноз «РАС» (хотя в предыдущей редакции было разделение). В нашей МКБ-10 не существует нозологической единицы «РАС», то есть на данный момент это синдром, а не диагноз. Но уже в МКБ-11 ситуация кардинально поменяется, и будет лишь «РАС» с указанием того, есть ли нарушение интеллекта и функционального языка.
В то же время медицинские классификаторы служат не для лечебных целей, а скорее, для административных, ведь укрупнение группы стирает различия в механизмах развития патологии.
В США подход к реабилитации – адаптация к дефекту семьи и социальной среды, а также самого ребенка. Это и отражено в классификации, потому что слишком дорого для госбюджета копаться в причинах, выявлять механизм нарушения и подбирать индивидуальную терапию. Намного проще свалить всё в кучу, назвать это «РАС» и смириться. Сейчас постепенно и наша страна переходит к западной модели (хотя многие отечественные специалисты всё же придерживаются мнения, что «истинный аутизм» близок по происхождению к шизофреническому спектру).
В последнее время детей с диагнозом «РАС» стало очень много, но на практике «настоящего» аутизма не прибавилось. Статистика искажается за счет гипердиагностики и изменений в классификациях. Из тех детей, кого вижу я лично, истинных аутистов мало. У остальных детей с подозрением на РАС есть нарушения слухоречевого гнозиса, неврологические проблемы, алалия, генетика, умственная отсталость, а нарушение контакта – вторичные. И называть ли это расстройством аутистического спектра, зависит от подхода специалиста.
Многие интересуются различиями в развитии речи при РАС и алалии. Предполагаю, это связано с тем, что многим ставят эти диагнозы через запятую, что создает еще большую путаницу.
Итак, при сенсомоторной алалии (СМА) и слуховой речевой агнозии действительно часто встречается аутоподобный фасад, который обусловлен непониманием речи. А если прибавить неврологические проблемы уровня среднего мозга (ходьба на цыпочках, возбудимость, аффективные вспышки), то многие врачи ставят «РАС». Гиперактивность как симптом при РАС и алалии часто обусловлена отсутствием внутренней речи, которая после 3 лет должна выполнять регулирующую функцию. Указательный жест появляется достаточно поздно в обоих случаях, развитие сюжетной игры также задерживается (при РАС и то, и другое появляется сравнительно позже, но и при СМА часто развитие этих навыков происходит не по норме). В том случае, если невербальные функции нарушены так же, как и вербальные, то мы получаем вариант умственной отсталости (с РАС или без него). Нарушения сенсорной обработки встречаются во всех вариантах, поэтому их имеем ввиду, но не опираемся при диагностике.
Различия РАС и сенсомоторной алалии
В случае сенсомоторной алалии/слухоречевой агнозии:
- Лучше реакция на интонацию, эмоциональную подачу, выразительную речь;
- Чаще понимает жесты и мимику;
- Вокализации и звукоподражания несут коммуникативную функцию;
- Лучше развито совместное внимание (указательный жест чаще до полутора лет появляется);
- Выполняет задания при визуальной опоре;
- Интерес можно вызвать к разным стимулам, пусть и ненадолго, возможно присоединение к игре;
- Часто можно увидеть нарушения на АСВП (вызванные потенциалы);
- При развитии функции понимания речи аутистическая симптоматика быстро уходит (например, после Томатис);
- При появлении речи ошибки чаще в виде аграмматизмов, параграмматизмов, трудностей подбора слова, замены на близкое по звучанию или по смыслу (фонология, лексика, грамматика).
При аутизме:
- Сфера интересов крайне узкая, хотя внимание может быть более стабильным;
- Есть искажения мышления;
- Характерны вокализации, не имеющие коммуникативного характера;
- Совместное внимание грубо нарушено;
- Нет реакции на интонации, мимику, жесты (хотя базовые эмоции могут распознавать);
- Маловероятно присоединение к игре;
- По АСВП чаще нет нарушений проведения импульса;
- Речь при появлении штампованная, похожа на динамическую афазию, также характерно семантико-прагматическое нарушение речи (то есть может быть хорошая артикуляция и беглость, но фразы заученные и не несут коммуникативной нагрузки);
- Проблемы с местоимениями;
- Бедное интонирование.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Не можете разобраться, какое нарушение у вашего ребенка? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.