Эмоциональный интеллект – это один из гибких практических навыков, благодаря которому человек может распознавать свои и чужие эмоции, намерения, а также истинную мотивацию и желания окружающих. Подобный навык напрямую связан с социальной успешностью и возможностью регулировать как собственные эмоциональные проявления, так и поведение других. Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны выражать негативные эмоции в устной форме без оскорблений, они оптимистичны и самостоятельны, а с низким часто имеют проблемы в личной жизни, склонны к психосоматическим заболеваниям.
Эмоциональный интеллект является социальным навыком и не связан с традиционным понятием интеллекта, никак не выявляется стандартными тестами. Человек может иметь высокий уровень развития всех когнитивных функций, но при этом не достигать успеха как в профессиональной, так и в социальной жизни за счет недостаточного развития способностей понимания эмоций, например, при синдроме Аспергера. Только возможность правильного толкования всей обстановки, понимание чувств и мотивов социума предоставляет возможность влиять на события и получать практическую выгоду.
Наиболее известная книга на эту тему – «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана. В ней подробно представлена история развития понятия, обзор современных теорий, а также собственный взгляд автора на структуру эмоционального интеллекта. В его модели ЭИ объединены когнитивные способности с личностными характеристиками человека. Смешанная модель Гоулмана предполагает, что эмоциональный интеллект – многоаспектное понятие, включающее следующие компоненты:
- самоосознание;
- саморегуляция;
- мотивация;
- эмпатия;
- социальные навыки.
Узнать уровень своего ЭИ можно с помощью различных онлайн-тестов, а также на приеме у психолога. После прохождения тестов, как правило, даются общие рекомендации для тестируемого, как повысить свой ЭИ, если есть такая необходимость. С психологом можно достичь более высоких результатов в развитии ЭИ благодаря индивидуальному подходу и квалификации специалиста.
Развитие эмоционального интеллекта
Показатель умственных способностей (интеллект) является врожденным и генетически закрепленным. Но эмоциональный интеллект можно развивать, поскольку он основывается на способности понимать собственные и чужие эмоции. Повышать уровень социальных навыков можно в течение всей жизни, при этом первоначального возраста, с которого необходимо начинать, не существует.
Даже в самом раннем возрасте младенец обучается различать эмоции благодаря мимике, интонациям и поведению родителей. Говорящий ребенок развивает свой эмоциональный интеллект с помощью проговаривания значащими взрослыми его чувств и чувств других людей: «Ты злишься, потому что…», «Ты расстроился», «Мама грустит» и т.д. Далее развитию этих навыков способствует посещение детского сада и школы, в которых ребенок вынужден общаться и взаимодействовать с другими людьми. Если ребенок развивается без особенностей и стиль его воспитания в семье — гармоничный, с развитием его эмоционального интеллекта вполне успешно справляются родители и ближайшее окружение. Именно от этого будет зависеть его адаптация в социуме. Но иногда детям в развитии эмоционального интеллекта нужна помощь психолога, и причины могут быть разные.
Алекситимия – неумение вербально выражать свои эмоции, что влечет за собой непонимание как своих переживаний, так и других людей. Чтобы преодолеть это нарушение, может понадобиться помощь специалистов психотерапевтического и неврологического направлений.
У детей с алекситимией наблюдается:
- возникновение трудностей с пониманием телесных ощущений;
- снижение воображения;
- склонность к логическому анализу мира;
- практически полное вытеснение чувственной стороны из жизни.
Исправить данное нарушение родителям самостоятельно невозможно, но при правильно подобранной терапии наблюдается существенное повышение показателей ЭИ.
Эмоциональный интеллект детей находится в активной фазе развития, так как это период интенсивного формирования высших эмоций. Соответственно, чем больше внимания уделяется объяснению и пониманию эмоциональных состояний, тем более успешным будет человек во взрослой жизни. На базе хорошо закрепленных основных эмоций (злость, гнев, испуг, радость, удивление, любовь) начинают развиваться более сложные, а также социальные чувства (зависть, стыд, вина, обида, смущение, гордость, восхищение, восторг и т.д.).
Эмоциональный интеллект дошкольников развивается в социальном взаимодействии, когда даются задания для совместного решения. Подобные навыки должен формировать воспитатель посредством моделирования ситуаций, в которых необходимо решать возникающие конфликты. Ребенок не всегда может сам понимать, что он переживает, поэтому частичную роль самосознания в таком возрасте берет на себя взрослый (родитель, воспитатель, психолог) и объясняет ребенку его собственные переживания.
Развитие эмоционального интеллекта происходит по следующим этапам:
- Осознание собственного эмоционального состояния.
- Приобретение навыков управления своими эмоциями.
- Осознание эмоционального состояния собеседника.
- Управление эмоциями другого человека.
Чем выше уровень осознания собственных переживаний ребенка и того, что происходит с окружающими, тем больше он имеет возможности корректировать ситуацию. Нет конечной точки развития любого из пунктов, так как постоянное повышение чувствительности к переживаниям предоставляет все больше нюансов состояния, а, соответственно, и расширяет набор поведенческих реакций, делая ребенка более успешным и адаптивным.
Как развить эмоциональный интеллект
Общий показатель эмоционального интеллекта развивается за счет улучшения функций его составляющих элементов, поэтому первостепенное развитие будет направлено на улучшение данных способностей. Чтобы улучшить собственную способность к опознаванию переживаний, можно с закрытыми глазами стараться замечать те детали, которые не привлекают сознательного внимания в привычной жизни:
- уловить все запахи, присутствующие в пространстве;
- заметить звуки на расстоянии более 2 метров;
- почувствовать взаимодействие тела с пространством (прикосновение ступней ног к полу, давление стула на спину и пр.).
Подобная тренировка помогает распознавать интонации собеседника и считывать его состояние по позе или движению. Кроме того, чем больше внимания будет направлено на свое тело, тем легче будет различить свое состояние. В ситуациях страха или удивления, протеста или негодования человек может заглушать свои естественные эмоции социальными нормами, а внимание к реакциям тела позволяет вернуть себе контакт со своей эмоциональной частью.
Хорошо работает для развития эмоционального интеллекта у детей игра, в процессе которой необходимо изобразить эмоцию (все возможные варианты предварительно пишутся на карточках). Для взрослых подобное упражнение можно заменить ежеутренним гримасничаньем перед зеркалом – открытое проживание и демонстрация состояний (даже в искусственных условиях) дают более широкий диапазон для собственных реакций, а также позволяют лучше различать эти состояния у других.
Улучшить контроль над эмоциями помогает пауза, во время которой необходимо выяснить, что именно сейчас испытывает человек, на что ему это состояние указывает и что он хочет и может сделать с этим состоянием. Детям подобные вопросы может задавать взрослый, немного притормаживая реактивную фазу отреагирования и показывая, что, если задуматься, то появляется широкое пространство для выбора действий.
Наиболее сложным этапом в развитии эмоционального интеллекта является понимание и управление состоянием другого человека. Для этого необходимо развивать навыки эмпатии, умение активно слушать, а также научиться ставить себя на место другого человека. Опосредованно помогают психологические книги и фильмы, где глубоко раскрывается внутренний мир и переживания другого человека. Также можно пробовать понять, что бы вы чувствовали на месте другого человека в конкретной ситуации.
Правильное понимание чужих эмоций и мотивов дает возможность регулировать состояние собеседников. Например, если другой выражает гнев и агрессию, но при этом есть понимание, что мотивом для такого поведения является чувство безысходности, боли или страха, то оптимальным взаимодействием будет предложение помощи и поддержки вместо противодействия. Или если пожилой родственник придумывает мелкие поводы, чтобы его навестили (переставить предмет мебели, починить невостребованную вещь), есть смысл находить время и приходить к нему просто так, потому что он это делает от недостатка внимания и заботы.
Сложно самостоятельно развить эмоциональный интеллект, повысить осознанность или способность к контролю эмоций. Это может быть связано с особенностями воспитания, запретом выражать свои чувства при посторонних людях, непониманием своих состояний или психологическими травмами. В воспитании ребенка трудности в развитии социальных навыков могут быть связаны как с наличием психоневрологических отклонений, так и с неправильной подачей переживаний родителями или воспитателями. В таких ситуациях лучше обратиться за консультацией к психологу, который поможет выявить причины и разработать индивидуальный план развития эмоционального интеллекта как для ребенка, так и для взрослого.
Автор текста: практикующий психолог Чикунова С.П.