Гипочувствительные дети — это дети со сниженным мышечным тонусом, замедленной реакцией на внешние стимулы. Они привлекают гораздо меньше внимания, чем гиперактивные, но это не значит, что им не нужна поддержка взрослых.
Ирония в том, что при похожих анамнезах один ребенок будет гиперактивным, а другой – гипочувствительным. Поэтому про причины сегодня говорить не будем, а разберем более подробно профиль.
Важно отметить, что сенсорная гипочувствительность может быть в разных модальностях (тактильной, слуховой, вестибулярной и т.д.) и может сочетаться с гиперчувствительностью и так называемым сенсорном поиском (когда ребенок испытывает своеобразный «голод» ощущений) у одного и того же ребенка. Например, сенсорный поиск в проприоцептивной модальности и гипочувствительность в тактильной и слуховой. Это определяется индивидуально.
В данной статье я поведу речь про профиль детей, которые преимущественно гипочувствительны в большинстве модальностей. Встречаются они, по моему опыту, достаточно редко.
Гипочувствительный ребёнок может быть обманчиво «удобным». В отличие от возбудимого, гиперчувствительного, он мало плачет, не впадает в истерики, хорошо спит.
Часто у таких детей на фоне сниженного мышечного тонуса и низкой подвижности отмечается задержка моторного развития. Они как будто немного «ленивы», двигаются меньше, чем сверстники. Моторно неловки, плохо чувствуют своё тело.
Нервной системе гипочувствительного ребенка требуется больше времени на обработку внешнего и внутреннего сигнала, а также бОльшая интенсивность стимула:
- Может не чувствовать боль и дискомфорт (например, если поцарапался, ушибся, описался);
- Плохо чувствует голод, насыщение, жажду, из-за этого может переедать;
- Может быть неразборчивым в пище и даже есть что-то несъедобное;
- Не чувствителен к запахам;
- Может «пропустить» сигнал от кишечника или мочевого пузыря;
- Не чувствует разницу текстур на ощупь;
- Может случайно кого-то задеть, толкнуть и не заметить этого;
- Может не сразу прореагировать на обращение, инструкцию, долго формулировать мысль;
- Может разговаривать «как будто сам с собой» или издавать какие-то звуки, когда чем-то занят (что может выглядеть странно для окружающих);
- Как будто невнимателен к деталям.
Я наблюдала таких детей в процессе взросления. Как правило, они имеют темповую задержку психического развития. Часто в анамнезе задержка речи и нарушение звукопроизношения на фоне слуховой гипочувствительности и сниженного тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Если тема интересна, то продолжение читайте здесь.
Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.