Можно знать массу классных упражнений для развития ребенка, но какой в этом толк, если у ребенка нет мотивации заниматься?
Тема мотивации огромна. Поэтому в данной статье обозначим ее только крупными мазками.
Сейчас эпоха детоцентризма. Без капли иронии и сарказма напомню, как сложно достаются дети. И как хочется нам дать им то, чего не было у нас. Эмоционально и материально. При этом планка для «хорошей матери» выросла в разы.
Отсюда:
- Тревожно-депрессивные состояния у матерей, которые приводят к нарушению эмоционального контакта, детско-родительских отношений;
- Гиперопека и непоследовательность;
- Подмена качественного эмоционального контакта материальными благами;
- Стремление «впихнуть» в ребенка побольше пользы в виде еды, кружков и т.п.
В то же время:
- Мало эмоционального отражения ребенка (отсюда недостаточный эмоциональный интеллект);
- Мало контейнирования чувств ребенка;
- Мало принятия ребенка как отдельного человека, имеющего свои желания и границы (постоянно сталкиваюсь с желанием родителей «усовершенствовать ребенка», найти «волшебную кнопку» мотивации).
Нас так создала природа, что все высшие психические функции развиваются сначала интерпсихически, то есть «между» ребенком и взрослым. Сначала родитель делает что-то вместе с ребенком, потом эта функция интериоризируется, «сворачивается» и уходит во внутренний план. Это касается также самостоятельности, самоорганизации и способности придерживаться распорядка, плана. Как раз к 7 годам происходит очередной скачок в развитии лобных долей, но это не значит, что навык появится сам по себе. Важно научить ребенка основам самоорганизации.
Часто я на практике сталкиваюсь с ситуацией, когда родитель не знает, как помочь ребенку сформировать ту самую саморегуляцию и/или не имеет на это ресурса.
Как же много у ребенка появляется «само-»?
- Самоорганизация (имея в виду планирование своих действий и способность придерживаться плана)
- Самоконтроль (оттормаживание сиюминутных желаний и импульсов)
- Саморегуляция (это уже регуляция эмоционального состояния, а она начинается с осознания эмоций).
И всему этому ребенка нужно научить! И не в одно мгновение, а в процессе дошкольного детства и младшей школы. Делать маленькие шажочки, не сваливая сразу какое-то задание целиком.
Например, одна из мам недавно на консультации спрашивала, как научить ребенка делать уроки самостоятельно: «Если ухожу из комнаты, ребенок просто сидит и ничего не делает». Это как раз про отсутствие навыка самоорганизации.
Детской лени не существует. Ленью мы называем состояние, когда «надо», а не хочется. Ребенок действительно имеет право не хотеть или устать. И тогда важно прояснить, кому же больше надо – родителю или ребенку. Если «надо» родителю, то важно отстать от ребенка и работать с тем, почему родителю надо что-то делать с ребенком (часто иначе родитель не умеет выразить любовь, справиться с собственной тревогой или, например, занимается насыщением собственной психической потребности за счет ребенка, как бы это ни было грустно).
Если «надо» ребенку (например, нужно провести мероприятия, касающиеся его здоровья: посещение врача, коррекционные занятия, процедуры), то важно помнить, что дошкольник еще не способен полностью нести ответственность за соблюдение всех договоренностей, и родителю необходимо отвести какое-то время и усилия на организацию ребенка. Это и будет то самое интерпсихическое, посредством чего ребенок научится себя организовывать сам в будущем. И это должно произойти в идеале к школьному возрасту, когда у ребенка появляется своя собственная ответственность в виде уроков (на практике есть еще первый-второй класс, чтобы научить ребенка этому).
Формирование навыка мы всегда должны осуществлять только на основе сотрудничества и качественного контакта с ребенком. Также один из вопросов с консультаций: если ребенок с регуляторными трудностями сидел до последнего, когда нужно было собираться, а потом расстроился, что брат/сестра успели первыми одеться, нужно ли делать акцент на том, что «в следующий раз будешь быстрее собираться?». Ответ: нет. Если вы подчеркиваете неуспешность ребенка, делаете ему больно в ситуации, когда и так обидно и горько, он отгородится от вас, уходя в «оппозицию». Ребенка нужно поддерживать, не делая за него. Помогать прожить эмоции и спокойно объяснять последствия. При этом реальной помощью было бы вместе с ребенком поставить заранее таймер и сказать: «Вот, смотри, таймер сработал, значит, пора заканчивать игру и начинать одеваться». Да, это не гарантия, что ребенок не будет недоволен, но с таким последовательным подходом в условиях сотрудничества ребенок быстрее обучится справляться со своими эмоциями и переходить к делу. Часто родители избегают сталкиваться с детскими эмоциями, боятся их или не имеют ресурса на их проживание. Из-за этого не происходит ключевого момента: родители не контейнируют, не отражают чувства ребенка, не обучают его эмоциональной саморегуляции.
Очень важный момент в мотивации – получение удовольствия от того, что получилось сделать самому! В этот момент в ЦНС выделяется нейромедиатор дофамин, который подкрепляет всю длинную цепочку произведенных сознательных действий для получения результата. При условии, что задание было подобрано с учетом способностей ребенка (иногда специально даю детям в начале работы задания попроще, чтобы «почувствовали вкус победы»). И вот здесь не стесняйтесь подкреплять результат совместными положительными эмоциями. Но не забывайте, что любовь родителя должна быть безусловной, а не «за» пятерки или количество посещаемых кружков.
Подытожим. О чём важно помнить?
- Собственный ресурс родителя и психическое здоровье;
- Эмоциональный контакт с ребенком, принятие его как отдельной личности без стремления «переделать» и «нажать на кнопочки, чтобы включить мотивацию» и сделать удобным;
- Контейнирование и эмоциональное отражение;
- Последовательность в воспитании;
- Отношения сотрудничества;
- Обучение основам самоорганизации с дошкольного периода (лет с 4 уже точно можно и нужно) без давления с использованием наглядных инструментов (таймеры, чек-листы, визуальное расписание);
- Давать почувствовать удовольствие от того, что получилось сделать самому, подкрепляя результат.
Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.