Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания, адаптации детей с особенностями психофизического развития. Дефектология как наука находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология — это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, формах и методах организации их воспитания и обучения.
Дефектология делится на несколько отраслей:
- логопедия (помощь детям с речевыми нарушениями — ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсомоторная алалия, заикание (логоневроз), ринолалия, дизартрия и другие);
- сурдопедагогика (помощь детям с нарушениями слуха);
- тифлопедагогика (помощь детям с недостатками зрения);
- олигофренопедагогика (помощь детям с интеллектуальной недостаточностью).
Специализация по отраслям среди дефектологов часто на практике оказывается условной, так как часто встречаются так называемые сложные, сочетанные расстройства развития ребёнка, когда имеет место не изолированный дефицит, а недоразвитие или искажение развития нескольких психических функций: детский церебральный паралич (ДЦП), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС), задержка психического развития (ЗПР) и другие. В таких случаях дефектологу необходимо уверенно ориентироваться в междисциплинарном пространстве. Обычно дефектологи после получения базового образования продолжают повышать свою квалификацию. Именно поэтому при выборе дефектолога крайне важно обратить внимание на образование и опыт работы.
Поскольку термин «олигофрения» устарел, поэтому и название специальности «дефектолог-олигофренопедагог» практически не употребляется. Чаще говорят просто «дефектолог», обозначая коррекционного педагога, который занимается развитием высших психических функций у детей с задержкой когнитивного развития (умственная отсталость, ЗПР, РАС, ДЦП, ТМНР).
Ниже пойдет речь про педагога-дефектолога именно в таком контексте (про деятельность логопеда-дефектолога можно прочитать на других страницах нашего сайта).
Кому и как помогает дефектолог?
В первую очередь, помощь дефектолога требуется при:
- задержке психического и психоречевого развития развития (ЗПР, ЗПРР);
- расстройстве аутистического спектра, если есть когнитивная задержка (РАС);
- умственной отсталости (УО);
- ДЦП (если есть когнитивная задержка);
- сенсорной алалии (как правило, у таких детей имеет место вторичная когнитивная задержка);
- ТМНР — тяжелых множественных нарушениях развития;
- генетических синдромах, сопровождающихся когнитивной задержкой.
Диагностика развития ребенка
На первичную консультацию дефектолога рекомендуем взять с собой:
- документы с результатами проведенных обследований;
- заключения профильных специалистов;
- заполненную анкету нашего центра (присылает администратор перед приемом).
Дефектолог начинает свою работу с изучения анамнеза ребёнка, сбора информации о том, как протекали беременность и роды у матери, после чего проводится тестирование развития ребёнка по психическим функциям и наблюдение: поведение и привычки, вступление в контакт, речь, память, внимание, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Проводится анализ соответствия уровня развития возрастным нормам.
После тщательной диагностики, определения ресурсов ребёнка и тех функций, которые необходимо скорректировать, формируется индивидуальный коррекционный маршрут занятий, а также даются рекомендации родителям для занятий дома. По необходимости дефектолог может порекомендовать консультации смежных специалистов.
Коррекционные занятия
Коррекция основана на компенсации первичного дефекта, развитии слабых функций и реализации природного потенциала ребёнка.
В коррекционный маршрут могут входить не только занятия с дефектологом. В зависимости от ситуации могут быть рекомендованы занятия с АВА-терапевтом (прикладной анализ поведения), занятия с нейропсихологом, занятия по развитию речи с логопедом (логопедом-дефектологом) и другие.
Коррекционные занятия для детей с ЗПР, умственной отсталостью включают в себя развитие, в первую очередь, познавательных способностей: развитие представлений об окружающем мире, развитие различных видов мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, классификации предметов по определенному признаку, развитие мелкой моторики, внимания, памяти и так далее.
Коррекционные занятия для детей с аутизмом или аутистическими чертами направлены на развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, мышления, речи, внимания, моторики.
Крайне важно своевременно обратиться к дефектологу. Чем раньше будет проведена коррекция, тем быстрее будет гармонизировано развитие ребенка, а значит, он станет успешнее в последующем обучении и на жизненном пути.
Кто ведет прием в центре Ember по направлению «Дефектология»?
В нашем центре работает дефектолог Королёва Виктория Николаевна. Отзывы о результатах её работы и занятиях можно посмотреть в Яндексе.
Дефектолог
Опыт работы 26 лет
Посмотреть всех наших специалистов можно здесь.
С ценами на услуги психологов можно познакомиться в соответствующем разделе. Цена зависит от времени консультации, квалификации специалиста.
Запишитесь на прием к дефектологу по телефону или заполните форму заявки на сайте.