Обычно родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, радуются каждому новому слогу и слову. Когда же из слов начинают складываться предложения, появляется связная речь, для него открывается новый мир вербальной коммуникации. Для человеческого общества речь очень важна, ведь именно она позволяет развиться интеллекту в полной мере.
Но что же делать, если время идет, а ребенок всё молчит? До каких пор можно смело ждать и не форсировать события, а когда стоит начинать бить тревогу?
Многие родители успокаивают друг друга, приводя в пример себя, своих знакомых: "Подождите до трех/четырех лет, сам заговорит".
Действительно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как наследственность, но в развитии речи он имеет наименьшее значение.
Есть неврологические нормы развития ребенка, и если ребенок к 1 году не имеет словарный запас из 10 слов, а к 2 годам - не составляет небольшие предложения из 2-3 слов, можно говорить о таких диагнозах, как темповая задержка речи или задержка речевого развития (ЗРР).
В советские времена из группы в 20 человек проблемы с развитием речи имели 1-2 ребенка, на сегодняшний момент ситуация обратная: к возрасту 2 лет из 20 детей только у 2-3 детей будет нормально развитая речь, у остальных будет наблюдаться задержка развития речи.
Поскольку специалистов, умеющих работать с данной возрастной группой, катастрофически не хватает, большинство неврологов и логопедов негласно дают отсрочку до 2.5-3 лет. И если к этому возрасту речь ребенка не стала развиваться активными темпами, необходима срочная коррекция: медикаментозная терапия, занятия с логопедом, часто дополнительно нужны занятия с дефектологом (коррекционным педагогом, который развивает мышление, память и внимание ребенка) и детским психологом.
Причин, по которым у ребенка сформировалась ЗРР, множество. Среди них и органические поражения головного мозга, и осложнения во время беременности и родов, и педагогическая запущенность, и возможный пережитый стресс.
Чтобы у ребенка "запустилась речь", необходимо прежде всего установить, что мешает ее развитию. Наш нейропсихолог Александрова О.А. составила список необходимых обследований для неговорящих детей. Диагноз ЗРР может быть не сам по себе, а являться следствием чего-то более серьезного. В этом случае чем раньше начнется коррекция, тем лучше, ведь после 3 лет мышление развивается преимущественно через речь, и каждый дополнительный день "молчания" может негативно сказаться на умственных способностях, на адаптивных навыках, на будущей успеваемости в школе, на самооценке ребенка и многом другом.
Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.
Методики запуска речи у неговорящих детей
Занятия по запуску речи с логопедом-дефектологом и нейропсихологом
Специалист во время своих занятий может использовать различные методы для запуска речи у неговорящих детей:
- развитие крупной моторики, схемы собственного тела
- формирование образа "Я" и мотивация к речи
- развитие понимания обращенной речи
- упражнения для мелкой моторики
- специальные игры на запуск речи и развитие неречевого и фонематического слуха
- упражнения на звукоподражание
- артикуляционная гимнастика
- рифмованные загадки
- стихи с движениями
- чистоговорки и другие.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.
Занятия для сенсорной интеграции
Сюда входит работа с балансиром, роллербордом и кинезиологическим оборудованием: таким упражнения направлены на вестибулярную систему, проприоцепцию, тактильное восприятие. Также специалист может включать обонятельную стимуляцию с помощью естественных запахов (кофе, корица, цитрусовые ароматы, пряные травы). С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Такая стимуляция улучшает работу подкорковых отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус), а также "включает" мотивационную сферу ребенка, т.к. данные виды чувствительности наиболее исторически древние. Таким образом, происходит созревание мозга и компенсация дефицитов.
Томатис-терапия
Это наиболее эффективный метод нейросенсорной стимуляции для запуска речи на сегодняшний день. С помощью специальным образом обработанных звуковых волн через ухо происходит "пробуждение" и активация различных зон головного мозга, которые отвечают на коммуникацию, фонематический слух, речевой анализ, речевую моторику, речевую память, способность к формулированию фраз и предложений и многих других. Во многих случаях уже после 1 курса Томатис дети начинают говорить (курс включает 14 сеансов по 40-80 минут; рекомендовано для полного эффекта минимум 2 курса с разницей около 1 месяца). В нашем центре используется только оригинальное оборудование компании TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. Занятия проводит директор центра, нейропсихолог, клинический психолог Александрова О.А., лицензированный Практик Томатис. Узнайте подробнее по ссылке.
ДЭНАС-терапия
Данный метод характеризуется тем, что, при помощи специально аппарата происходит динамическая электронейростимуляция аккупунктурных точек, при которой импульсы аппарата выступают физиологически естественными раздражителями и оказывают воздействие на нервные окончания (кожные покровы - язык, височная зона, кисти и стопы, подушечки пальцев, околопозвоночная зона, зона 2-го шейного позвонка).
Занятия со специальной песочницей (песочная терапия)
Данный метод помогает обучаться, познавать окружающий мир и раскрывать потенциал ребенка. Специалисты нашего центра в песочной терапии используют специальные техники и игры, которые помогают заинтересовать ребенка процессом, переключать внимание от упражнения к упражнению, достигать эффекта релаксации, снимать эмоциональное возбуждение. Занятия в песочнице способствуют: расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи и лексико-грамматических представлений. С песком могут работать как логопеды, так и психологи нашего центра, в зависимости от поставленных задач.
Если вовремя не обратиться к специалисту для запуска речи, то вероятнее всего, у ребенка будет наблюдаться выраженное отставание развития. Это происходит потому, что речь оказывает большое влияние на развитие воображения, памяти и общего мышления.
При работе с детьми в сложных случаях иногда необходимы все выше перечисленные методы.
Для начала рекомендуется провести комплексную диагностику развития. В зависимости от причин задержки в развитии речи, в нашем центре с ребёнком будут заниматься различные специалисты: логопед, нейропсихолог, дефектолог, детский психолог.
Запуск речи: отзывы.
Смотрите видео-отзывы наших клиентов.
Кто проводит занятия по запуску речи в нашем центре?
![]() |
Федотова Оксана Игоревна - ведущий логопед-дефектолог нашего центра.
Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. |
![]() |
Александрова Ольга Александровна - нейропсихолог, директор центра.
Специалист Томатис. Стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. |
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь.
Посмотреть цены можно здесь.
Запишитесь на консультацию с помощью сервиса online записи или по телефону (812) 642-47-02.