Обычно родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, радуются каждому новому слогу и слову. Когда же из слов начинают складываться предложения, появляется связная речь, для него открывается новый мир вербальной коммуникации. Для человеческого общества речь очень важна, ведь именно она позволяет развиться интеллекту в полной мере.
Но что же делать, если время идет, а ребенок всё молчит? До каких пор можно смело ждать и не форсировать события, а когда стоит начинать бить тревогу?
Многие родители успокаивают друг друга, приводя в пример себя, своих знакомых: «Подождите до трех/четырех лет, сам заговорит».
Действительно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как наследственность, но в развитии речи он имеет наименьшее значение.
Есть неврологические нормы развития ребенка, и если ребенок к 1 году не имеет словарный запас из 10 слов, а к 2 годам — не составляет небольшие предложения из 2-3 слов, можно говорить о таких диагнозах, как темповая задержка речи или задержка речевого развития (ЗРР).
В советские времена из группы в 20 человек проблемы с развитием речи имели 1-2 ребенка, на сегодняшний момент ситуация обратная: к возрасту 2 лет из 20 детей только у 2-3 детей будет нормально развитая речь, у остальных будет наблюдаться задержка развития речи.
Поскольку специалистов, умеющих работать с данной возрастной группой, катастрофически не хватает, большинство неврологов и логопедов негласно дают отсрочку до 2.5-3 лет. И если к этому возрасту речь ребенка не стала развиваться активными темпами, необходима срочная коррекция: медикаментозная терапия у невролога, занятия с логопедом, часто дополнительно нужны занятия с дефектологом (коррекционным педагогом, который развивает мышление, память и внимание ребенка) и детским нейропсихологом.
Причин, по которым у ребенка сформировалась ЗРР, множество. Среди них и органические поражения головного мозга, и осложнения во время беременности и родов, и педагогическая запущенность, и возможный пережитый стресс.
Чтобы у ребенка «запустилась речь», необходимо прежде всего установить, что мешает ее развитию. Диагноз ЗРР может быть не сам по себе, а являться следствием чего-то более серьезного. В этом случае чем раньше начнется коррекция, тем лучше, ведь после 3 лет мышление развивается преимущественно через речь, и каждый дополнительный день «молчания» может негативно сказаться на умственных способностях, на адаптивных навыках, на будущей успеваемости в школе, на самооценке ребенка и многом другом.
Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.
Методики запуска речи у неговорящих детей
Занятия по запуску речи с логопедом-дефектологом
Специалист во время своих занятий может использовать различные методы для запуска речи у неговорящих детей:
- развитие понимания обращенной речи
- упражнения для мелкой моторики
- специальные игры на запуск речи и развитие неречевого и фонематического слуха
- упражнения на звукоподражание
- артикуляционная гимнастика
- дыхательные упражнения
- фразовый конструктор
- стихи с движениями
- визуальные ряды
- отработка слов различной слоговой структуры от простого к сложному
Логопедический массаж
Логопедический массаж — это эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.
Занятия с нейропсихологом.
Нейропсихолог использует в работе с неговорящими детьми элементы сенсорной интеграции. Сюда входит работа с различным оборудованием: балансиром, качелями, неустойчивыми платформами, мячами, специальными мешочками, сенсорным чулком, гамаком. Такие упражнения направлены на вестибулярную систему, проприоцепцию, тактильное восприятие. Также специалист может включать обонятельную стимуляцию с помощью естественных запахов (кофе, корица, цитрусовые ароматы, пряные травы). С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Такая стимуляция улучшает работу подкорковых отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус), а также «включает» мотивационную сферу ребенка, т.к. данные виды чувствительности наиболее исторически древние. Таким образом, происходит созревание мозга и компенсация дефицитов.
Также нейропсихологи даже с детьми раннего возраста (с 2 лет) применяют модификацию метода замещающего онтогенеза, который воздействуют на базовые сенсомоторные интеграции в мозге, которые лежат в основе высшей психической деятельности, в том числе и речи.
Основные задачи, которые решает нейропсихолог в работе с неговорящим ребенком:
- развитие крупной моторики, схемы собственного тела
- формирование ритмической основы движений и речи
- формирование образа «Я» через тело
- развитие праксиса
- развитие регуляторной основы психической деятельности (произвольного внимания)
Томатис-терапия
Это наиболее эффективный метод нейросенсорной стимуляции для запуска речи на сегодняшний день. С помощью специальным образом обработанных звуковых волн через ухо происходит «пробуждение» и активация различных зон головного мозга, которые отвечают на коммуникацию, фонематический слух, речевой анализ, речевую моторику, речевую память, способность к формулированию фраз и предложений и многих других. Во многих случаях уже после 1 курса Томатис дети начинают говорить (курс включает 14 сеансов по 40-80 минут; рекомендовано для полного эффекта минимум 2 курса с разницей около 1 месяца). В нашем центре используется только оригинальное оборудование компании TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. Консультации и подбор программы проводит руководитель центра, нейропсихолог, клинический психолог Александрова О.А., лицензированный Консультант Томатис. Узнайте подробнее по ссылке.
Биоакустическая коррекция (БАК)
Это еще один метод аппаратного нейросенсорного воздействия. Ребенок так же, как и в Томатис, слушает специальную музыку в наушниках, но механизм работы БАК отличается. Принцип действия БАК основан на биологической обратной связи. В течение сеанса с помощью нескольких электродов снимается ЭЭГ ребенка, которая с помощью аппаратно-технического комплекса СИНХРО-С преобразуется в звук, который и слушает ребенок. То есть клиент прослушивает звуки, которые продуцируются его же мозгом. Таким образом происходит совпадение исходящего и входящего потенциала в нейронах. За счет этого увеличивается нейропластичность мозга. Динамика развития ребенка улучшается. БАК эффективно сочетать с занятиями логопеда, нейропсихолога, дефектолога.
Если вовремя не начать заниматься с ребенком, имеющим задержку речевого развития, то в дальнейшем высока вероятность формирования вторичных дефицитов в развитии. Часто у таких детей отмечается нарушение внимания, лексико-грамматического строя речи, плохая слухоречевая память, моторная неловкость, эмоционально-волевые трудности (негативизм, нарушения поведения, истерики, протесты).
В нашем центре в зависимости от причин задержки в развитии речи с ребёнком будут заниматься различные специалисты: логопед, нейропсихолог, дефектолог, детский психолог, АВА-терапевт.
Запуск речи: отзывы.
Смотрите видео-отзывы наших клиентов.
Кто проводит занятия по запуску речи в нашем центре?
Александрова Ольга Александровна — нейропсихолог, директор центра.
Специалист Томатис, БАК. Стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. |
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь.
Посмотреть цены можно здесь.
Запишитесь на консультацию по телефону:
или заполните форму заявки на сайте.