Запуск речи у неговорящих детей

Обычно родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, радуются каждому новому слогу и слову. Когда же из слов начинают складываться предложения, появляется связная речь, для него открывается новый мир вербальной коммуникации. Для человеческого общества речь очень важна, ведь именно она позволяет развиться интеллекту в полной мере.

Но что же делать, если время идет, а ребенок всё молчит? До каких пор можно смело ждать и не форсировать события, а когда стоит начинать бить тревогу?

Многие родители успокаивают друг друга, приводя в пример себя, своих знакомых: "Подождите до трех/четырех лет, сам заговорит".

Действительно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как наследственность, но в развитии речи он имеет наименьшее значение.

Есть неврологические нормы развития ребенка, и если ребенок к 1 году не имеет словарный запас из 10 слов, а к 2 годам - не составляет небольшие предложения из 2-3 слов, можно говорить о таких диагнозах, как темповая задержка речи или задержка речевого развития (ЗРР).

В советские времена из группы в 20 человек проблемы с развитием речи имели 1-2 ребенка, на сегодняшний момент ситуация обратная: к возрасту 2 лет из 20 детей только у 2-3 детей будет нормально развитая речь, у остальных будет наблюдаться задержка развития речи.
Поскольку специалистов, умеющих работать с данной возрастной группой, катастрофически не хватает, большинство неврологов и логопедов негласно дают отсрочку до 2.5-3 лет. И если к этому возрасту речь ребенка не стала развиваться активными темпами, необходима срочная коррекция: медикаментозная терапия, занятия с логопедом, часто дополнительно нужны занятия с дефектологом (коррекционным педагогом, который развивает мышление, память и внимание ребенка) и детским психологом.

Причин, по которым у ребенка сформировалась ЗРР, множество. Среди них и органические поражения головного мозга, и осложнения во время беременности и родов, и педагогическая запущенность, и возможный пережитый стресс.

Чтобы у ребенка "запустилась речь", необходимо прежде всего установить, что мешает ее развитию. Диагноз ЗРР может быть не сам по себе, а являться следствием чего-то более серьезного. В этом случае чем раньше начнется коррекция, тем лучше, ведь после 3 лет мышление развивается преимущественно через речь, и каждый дополнительный день "молчания" может негативно сказаться на умственных способностях, на адаптивных навыках, на будущей успеваемости в школе, на самооценке ребенка и многом другом.

Чтобы ребенок заговорил, часто не хватает импульса. Нужным «толчком» в данном случае может стать один или комплекс методов.

Методики запуска речи у неговорящих детей

Занятия по запуску речи с логопедом-дефектологом или педагогом-дефектологом

Специалист во время своих занятий может использовать различные методы для запуска речи у неговорящих детей:

  • упражнения для мелкой моторики
  • специальные игры на запуск речи и развитие физического и фонематического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • артикуляционная гимнастика
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки и другие.

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это эффективный инструмент логопеда. Он нормализует мышечный тонус органов артикуляции, речевого дыхания, стимулирует развитие и/или восстановление речевых и связанных с ними зон головного мозга.

Занятия для сенсорной интеграции

С помощью сенсорных систем ребенок воспринимает информацию окружающего его мира за счет ощущений. Обогащение сенсорной среды и работа на развитие моторики позволяют компенсировать дефицитарные функции нервной системы и улучшить нейронные связи различных зон головного мозга, это ускоряет процессы развития нужных функций психики ребенка, делает его более внимательным, гармонизирует эмоциональную сферу, дает толчок развитию речи. Таким образом, сенсорная интеграция может стать тем самым толчком, с помощью которого ребенок заговорит.

Томатис-терапия

Это наиболее эффективный метод нейросенсорной стимуляции для запуска речи на сегодняшний день. С помощью специальным образом обработанных звуковых волн через ухо происходит "пробуждение" и активация различных зон головного мозга, которые отвечают на коммуникацию, фонематический слух, речевой анализ, речевую моторику, речевую память, способность к формулированию фраз и предложений и многих других. Во многих случаях уже после 1 курса Томатис дети начинают говорить (курс включает 14 сеансов по 40-80 минут; рекомендовано для полного эффекта минимум 2 курса с разницей около 1 месяца). В нашем центре используется только оригинальное оборудование компании TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. Занятия проводит директор центра, нейропсихолог, клинический психолог Александрова О.А., лицензированный Практик Томатис. Узнайте подробнее по ссылке.

ДЭНАС-терапия

Данный метод характеризуется тем, что, при помощи специально аппарата происходит динамическая электронейростимуляция аккупунктурных точек, при которой импульсы аппарата выступают физиологически естественными раздражителями и оказывают воздействие на нервные окончания (кожные покровы - язык, височная зона, кисти и стопы, подушечки пальцев, околопозвоночная зона, зона 2-го шейного позвонка).

Занятия со специальной песочницей (песочная терапия)

Данный метод помогает обучаться, познавать окружающий мир и раскрывать потенциал ребенка. Специалисты нашего центра в песочной терапии используют специальные техники и игры, которые помогают заинтересовать ребенка процессом, переключать внимание от упражнения к упражнению, достигать эффекта релаксации, снимать эмоциональное возбуждение. Занятия в песочнице способствуют: расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи и лексико-грамматических представлений.

 

Если вовремя не обратиться к специалисту для запуска речи, то вероятнее всего, у ребенка будет наблюдаться выраженное отставание развития. Это происходит потому, что речь оказывает большое влияние на развитие воображения, памяти и общего мышления.
При работе с детьми в сложных случаях иногда необходимы все выше перечисленные методы.
Для начала рекомендуется провести комплексную диагностику развития. В зависимости от причин задержки в развитии речи, в нашем центре с ребёнком будут заниматься различные специалисты: логопед, нейропсихолог, дефектолог, детский психолог.

Кто проводит занятия по запуску речи в нашем центре?

Королёва Виктория Николаевна - ведущий педагог-дефектолог центра Ember. Стаж более 10 лет. Использует в работе Дэнас-терапию. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь.

Посмотреть цены можно здесь.

Запишитесь на консультацию с помощью сервиса online записи или по телефону (812) 642-47-02.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: