АВА-терапия (Applied Behavior Analysis — прикладной анализ поведения) – один из методов поведенческой терапии, использующийся для коррекции нежелательных в обществе поведенческих реакций. Главной целью метода является формирование у человека социально-значимых навыков и умений, которые впоследствии станут фундаментом эффективной и полноценной адаптации его среди других людей, помогут ребенку социализироваться. Важным является то, что в ABA-терапии используются и психологические, и педагогические приемы, которые подбираются с учетом особенностей каждого конкретного ребенка. Прикладной анализ поведения, теоретическая база которого является основой ABA-терапии, заключается в том, что существует взаимосвязь между поведенческими особенностями и факторами окружающей среды. В результате анализа поведения необходимо найти, какие факторы влияют на те или иные модели поведения в конкретном случае, и скорректировать их. Изменение или упразднение этих факторов способствуют изменению поведения и, как следствие, успешной интеграции ребенка в общество.
В АВА-терапии фактором, которым можно манипулировать для изменения поведенческих реакций ребенка, является внешнее следствие, которое заключается в положительной или отрицательной оценке конкретного поведенческого акта. Метод АВА-терапии основывается на применении поощрения и награждении ребенка за осуществление нужного поведения для мотивации его впоследствии выбирать эту же поведенческую реакцию в схожих ситуациях, или применении наказания (неодобрения) или отсутствия поощрения в случае ненужных поведенческих реакций. Проще говоря, если поведение было вознаграждено, то велика вероятность, что оно снова повторится, а если после совершения какого-либо поступка за ним последовало наказание, то поведение не повторится.
Большой и конечной целью АВА-терапии является обучение ребенка способам самостоятельного освоения окружающего мира.
Для кого предназначена ABA-терапия?
Метод ABA-терапии зарекомендовал себя как эффективный и единственный научно доказанный метод избавления от нежелательного поведения при расстройствах аутистического спектра (РАС) и чаще применяется именно в этом случае. Дети с аутистическими расстройствами часто склонны отказываться от взаимодействия со взрослыми, плохо идут на зрительный и вербальный контакт. Они не хотят повторять за родителями при попытках обучения их каким-либо навыкам, поэтому необходимо встроить их в обучающий процесс по системе ABA с помощью специалистов.
ABA-терапия также применяется в коррекции поведения нейротипичных детей, то есть таких, у которых нет РАС, но у которых имеется проблемное поведение. Метод также применяется при наличии у детей нарушений концентрации внимания, нарушений в развитии моторных или сенсорных функций, а также трудностей в освоении абстрактных понятий.
Чаще всего к выбору ABA-терапии в качестве метода коррекции поведения прибегают, когда родители и близкие не могут контролировать поведение ребенка, когда он не слышит просьб и не реагирует на запреты, не откликается на свое имя. Кроме того, ребенок может быть не склонен к общению, его речь развита плохо или он вообще не говорит, и, как следствие, не может выражать свои желания и мысли. Все эти факторы способствуют появлению нежелательного, дезадаптивного поведения и становятся причинами необходимости осуществлять корректирующие мероприятия.
Резюмируя, работа по методу АВА подходит для коррекции поведения:
- при расстройствах аутистического спектра (РАС);
- при аутизме, в том числе его тяжелых формах;
- при тяжелых формах интеллектуальной недостаточности;
- при нарушениях поведения вследствие инвалидности из-за пороков развития;
- при черепно-мозговых травмах и их последствиях;
- при приступах агрессии у нейротипичных детей;
- при проблемном поведении, непослушании и т.д.
Несмотря на то, что в ABA-терапии существуют терапевтические модели, подходящие и для детей, и для взрослых, следует помнить о том, что коррекция неверно сформированных паттернов поведения наиболее действенна в раннем возрасте, когда поведение еще не успело закрепиться.
Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи ABA-терапии
Метод ABA-терапии способствует улучшению в нескольких сферах жизнедеятельности ребенка и в целом помогает повысить качество взаимодействия с миром.
К конкретным проблемам, которые может решить ABA-терапевт, относят:
- трудности в формировании социально важных навыков, бытовых умений, которые уже должны быть по возрасту (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть, умыться, сходить в туалет);
- отсутствие реагирования на просьбы или запреты;
- ребенок убегает, кусается, дерётся (например, при попытках обучения чему-либо);
- трудности в установлении контакта глаз;
- трудности в обучении;
- нарушения в развитии речи;
- наличие агрессии и аутоагрессии;
- ритуальное поведение;
- невозможность сохранения спокойствия при ожидании;
- трудности в засыпании;
- отсутствие мотивации к любой деятельности и др.
Этапы ABA-терапии
Выделяют несколько этапов работы ABA-терапевта.
Диагностика. При первой встрече проводится тестирование умений ребенка и беседа с родителями. Специалист оценивает поведение ребенка, выделяет особенности его поведенческих реакций, определяет основные индивидуальные проблемы. На данном этапе учитывается также наличие расстройств, связанных с нарушением работы головного мозга, неврологические заболевания и т.д.
Составление программы. ABA-терапевт, составляя план занятий, основывается как на запросах родителей, так и на результатах наблюдения за ребенком. Структура занятий выстраивается индивидуально с каждым ребенком. Персональная программа занятий включает занятия с терапевтом и самостоятельные занятия родителей с детьми дома.
Занятия. В ходе занятий с АВА-терапевтом ребенок вырабатывает необходимые навыки и умения. Одновременно дети могут осваивать несколько поведенческих реакций, однако, это варьируется в зависимости от содержания поведенческого акта и особенностей ребенка. Дома родители закрепляют сформированные навыки, для этого ABA-терапевт предлагает им набор конкретных инструкций.
Занятия проводятся по принципу усложнения. Работа начинается с самых простых действий, например, с поиска предмета на полке. Сначала специалист высказывает просьбу и подсказывает ребенку, как он должен это сделать. Потом ребенок научается совершать действие по просьбе терапевта уже без подсказок. При успешном совершении действия ребенка ждёт награда (чаще всего в виде поощрения выступают наклейки, игрушки, также это может быть поощрение словом либо выполнение какого-то другого желания ребенка).
Когда ребенок осваивает несколько простых умений, задание усложняют. Например, меняют обстановку или просят другого человека предложить ребенку сделать то, что он уже научился делать по просьбе терапевта в привычном ему кабинете.
Постепенно ребенок осваивает все больше новых навыков и адаптивных поведенческих реакций. Обучение считается успешным, если ребенку достаточно 1-2 повторений нового действия, чтобы он научился ему и смог без подсказок повторить.
В ходе занятий ребенок учится использовать модель поведения в разных ситуациях, что также способствует развитию его самостоятельности.
Длительность занятий
Для освоения ребенком нужных навыков и умений программа занятий должна быть интенсивной – в среднем 20-30 часов в неделю. При этом в самом начале обучение по системе АВА-терапии рекомендуется быть более продолжительным, порядка 40 часов в неделю. По мере улучшения поведенческих реакций ребенка и успешном овладении им новыми способами жизнедеятельности количество занятий может снижаться.
В обучающем процессе по системе АВА с ребенком может ежедневно заниматься несколько специалистов разных направленностей. Например, это может быть поведенческий дефектолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт и другие. Но также занятия могут осуществляться и непосредственно ABA-терапевтом. Разнообразие специалистов и количество занятий зависит от индивидуального случая, особенности которого обсуждаются на первой встрече.
Важно отметить, что успешность формирования нового поведения зависит не только от терапевта, но и от родителей и близкого окружения ребенка, поскольку большую часть времени он проводит именно в общении с ними. Только слаженная работа ABA-терапевта и родителей приведет к хорошим стойким результатам занятий. Положительные изменения при качественном обучающем воздействии, а также содействии родителей, появляются довольно быстро.
Эффективность АВА-терапии
По результатам исследований, около половины детей с аутизмом, которые прошли обучение по программе АВА, смогли учиться в обычных общеобразовательных школах наравне с другими сверстниками, а у более 90% детей улучшилось состояние и поведение.
Эффективность ABA-терапии обусловлена тем, что в обучении сложные действия делятся на маленькие части, которые осваиваются постепенно с помощью способности к имитации. При этом положительный результат подкрепляется наградой, что также мотивирует ребенка обучаться. Навыки, которые было сложно осваивать ребенку, особенно ребенку с РАС, теперь состоят из небольших последовательных действий, выполнение которых уже требует меньших усилий. Так постепенно ребенок осваивает сложные действия, например, научается внимательно слушать, самостоятельно одеваться и т.д.
Кроме того, положительные результаты применения прикладного анализа поведения достигаются благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку.
В результате АВА-терапии ребенок сможет:
- улучшить навыки взаимодействия с другими людьми;
- лучше обучаться;
- избавиться от отклонений в поведении;
- улучшить интеллектуальное развитие или даже достичь нормального для их возраста уровня;
- обучиться навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.
Кто проводит занятия «АВА-терапия» в нашем центре?
- АВА-терапист
- Логопед по развитию коммуникативных навыков
- Педагог-психолог
- АВА-терапист
- Семейный психолог
- Детский психолог
- Психолог для взрослых
- АВА-терапист
Посмотреть всех наших специалистов можно здесь.
С ценами на услуги психологов можно познакомиться в соответствующем разделе. Цена зависит от времени консультации, квалификации специалиста.
Есть вопросы по ABA-терапии? Звоните нам по тел.:
или заполните форму заявки на сайте.