Для меня как нейропсихолога заикание — это наиболее загадочное, нелинейное нарушение. Нет зоны коры, которая отвечала бы за плавность речи. Очевидно, что в ситуации с заикающимися взрослыми играет огромную роль психологический фактор. Помимо заикания у взрослых «нарастает» сверхценное отношение к своему дефекту, навязчивый страх речи, и без устранения логофобии сложно что-либо сделать с самим заиканием. Поэтому я бы разделила детские и взрослые случаи заикания, хотя работа с психологом нужна в любом возрасте.
Сразу хочу сказать, чего делать не нужно, если ребенок начал заикаться. Многие родители при возникновении заикания ждут, что пройдет само. Этого делать нельзя, т.к. заикание закрепляется. Также нельзя ограничиваться только посещением невролога (невролог при заикании обычно назначает магний B6, фенибут и пантогам; в 99% случаев они, к сожалению, не помогут, и только в 1% заикание снимется за счет плацебо). Это не значит, что к неврологу идти не надо. Надо! К грамотному неврологу, который назначит обследования и подберет терапию.
Еще многие идут к остеопату. Это не прямое показание, но хуже не будет (может улучшиться кровообращение и уйти тревога за счет грамотной коммуникации доктора).
Что же такое заикание и что важно понимать о нем?
- Заикание — это нейромоторная дискоординация в работе различных отделов речевого аппарата (нарушение идет на уровне ЦНС);
- Также это системный судорожный речедвигательный невроз (задействована вся речевая система + имеется мощный психологический компонент на уровне патологии);
- Заикание возникает только в ситуации общения (во внутренней речи или наедине с собой, как правило, отсутствует).
Чаще всего заикание возникает в возрасте активного формирования речи, с 2 до 6 лет после агрессивного воздействия стресса на психику (например, испуг).
Запинки (иногда их называют судороги) могут быть локализованы по-разному: артикуляторный аппарат (губы, язык), голосовой аппарат, гортань, дыхательный отдел. Могут быть смешанными. По характеру они могут быть клоническими (выражаются в многократном повторении первого слога) и тоническими (выражаются в длительном напряжении мышц, гримасе на лице, иногда в добавлении гласных в начале слова).
В настоящее время нет единой и исчерпывающей теории возникновения заикания, но мне очень нравится теория доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, подтвержденная 3-годичным экспериментом.
Известно, что наиболее часто заикание возникает у леворуких мальчиков. Также среди заикающихся есть амбидекстры и люди-правши с активным правым полушарием (скрытое левшество).
Напомню, что речь локализована в левом полушарии (восприятие и моторная сторона), а ритмы, интонации, мелодика, музыкальность – в правом. Поэтому в осуществлении речевого акта оба полушария взаимодействуют между собой. В стихотворной речи есть отчетливый ритмический рисунок (кстати, при пении и проговаривании стихов практически нет заикания). В данном случае активно правое полушарие.
В прозаической речи нет очевидного внешнего ритма, преобладает деление речи на смысловые отрезки (синтагмы). Паузами выделяются именно смысловые кусочки. Внутренний ритм синтагмы состоит в чередовании ударных и безударных слогов, и он постоянно меняется. Поэтому при прозаической речи нужно не только осуществлять речевое программирование, но и подавлять инерцию ритмической артикуляции (левое полушарие доминирует над правым).
Таким образом, если правое полушарие является гиперактивным, то возникает полушарный конфликт, который усиливается в моменты тревоги и волнения.
Технически каждая половина нашего тела иннервируется противоположным полушарием. И для гармоничной речи артикуляторный аппарат, гортань и дыхательные мышцы должны получать одинаковые управляющие импульсы. Но импульс от коры приходит разный по интенсивности, и ядра черепно-мозговых нервов не способны его полностью выровнять, поэтому мы получаем на выходе клоническую или тоническую судорогу.
С учетом этих знаний в коррекции необходимо использовать такие методики, как ритмизацию речи (по сути, это выведение внутреннего ритма во внешний план и постепенное его сворачивание; такой подход используют в Центре патологии речи), а также обучение ребенка правильному делению речи на смысловые отрезки и телесно-ориентированную маркировку синтагм при говорении (движения пальцами). В качестве дополнения логопеды используют отработку речевого дыхания, голосоподачи.
Как я уже сказала, у взрослых ситуация осложняется мощным невротическим компонентом, поэтому без психотерапии не обойтись. Также при коррекции заикания отлично показала себя Томатис-терапия. Я даю программу с акцентом на вестибулярную систему, низкие частоты, минимальный контраст. Вибрация идет по всему телу, задействуется механизм, близкий к pulsing – «пульсации», это техника телесно-ориентированной психологии (автор Тови Браунинг). Поэтому в данном случае Томатис работает как психотерапевтический метод в том числе.
С детьми при заикании также практически всегда необходима работа психолога. В нашем центре используется песочная терапия и консультирование родителей. Очень часто встречается проблема перфекционизма, повышенной планки по отношению к ребенку у родителей, подавленная агрессия у ребенка и еще много чего, что создает тот самый стресс, который служит спусковым крючком.
В заключение скажу, что самая сложная для коррекции форма – это органическое заикание, когда дискоординация обусловлена уже иным механизмом, а именно дисфункцией на уровне базальных ганглиев, которые уже отвечают за слаженность работы моторики на непроизвольном уровне, но таких случаев встречается очень мало.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Запишитесь на комплексную консультацию логопеда и психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.