Внутренняя речь ребенка

За самоконтроль, саморегуляцию, планирование и прогнозирование у человека отвечают лобные доли. При этом для адекватного созревания лобных долей важная социальная среда, адекватное детско-родительское взаимодействие и структурирование жизни ребенка. Механизм, с помощью которого лоб выполняет свои задачи – это внутренняя речь. Именно она лежит в основе волевого акта. Можно проследить формирование внутренней речи в процессе развития ребенка, отмечая параллельно созревание лобных долей.

Уже в младенчестве ребенок неспецифически реагирует на речь матери: в ответ на её слова он прерывает сосание (то есть речь матери вызывает ориентировочный рефлекс, тормозящий протекание инстинктивных процессов).

В более старшем возрасте мать в процессе речевого общения с ребенком организует его внимание извне: «Возьми мячик», «Вот киса». При этом родитель использует указательный жест и связывает слово с предметом. Естественно, тут можно отметить и обогащение словаря, и игра, эмоциональное общение – всё происходит параллельно.

В онтогенезе внутренняя речь начинается с внешней речи взрослого, обращенной к ребенку. Ребенок учится подчиняться «инструкциям» родителей. Затем, по мере развития собственной речи, ребенок уже самостоятельно помогает себе речью. Это показано в ряде экспериментов:

  1. Оречевление собственных действий помогает ребенку преодолеть инертность в рамках сложной конфликтной инструкции и успешно справиться с заданием, которое не получалось без проговаривания (например, на красный свет нажимать баллон, на зеленый не нажимать);
  2. В ситуации, когда ребенку дается «проблемное» задание, в котором необходимо найти решение, он начинает рассуждать вслух сам с собой. В такой ситуации речь не носит коммуникативный характер, она описывает затруднение и планирует выход из него. При этом поначалу такая саморегулирующая речь носит развернутый характер. Постепенно она «сворачивается», уходит «во внутренний план», интериоризуется. Вслух ребенок может проговаривать лишь обрывки рассуждений. Так формируется внутренняя речь как средство саморегуляции поведения.

К 3-3.6г. лобная доля совершает скачок в развитии, и ребенку становится доступно выполнение так называемой «конфликтной» инструкции. Ребенок уже может «оттормозить» непосредственное внешнее впечатление и выполнить то, что ему противоречит (усвоенную ранее инструкцию). Такую пробу нейропсихологи предлагают детям на обследовании, она называется «реакция выбора» (например, когда взрослый показывает палец, ребенок должен показать кулак, и наоборот). Важно, что у детей с незрелым лбом, даже при успешном усвоении задания возникают трудности с его выполнением (то есть дело не в памяти, например).

То есть можно сказать, что внутренняя речь в возрасте 3-4 лет становится тем инструментом, с помощью которого ребенок регулирует свою деятельность и осуществляет интеллектуальные операции.

Очень интересно строение внутренней речи. Можно подумать, что внутренняя речь дублирует внешнюю, но ведь наши мысли и решения протекают намного быстрее! А. Р. Лурия пишет, что внутренняя речь не содержит подлежащего и указаний на предмет. Внутренняя речь предикативна, то есть содержит лишь «свернутый» план действий.

Внутренняя речь у взрослых нарушается при поражении заднелобных и переднелобных отделов головного мозга. У детей редко случаются такие очаговые поражения, но при многих вариантах дизонтогенеза страдает полноценное функционирование лобных отделов коры. Именно отсюда такое большое количество обращений с жалобами на симптомы СДВГ.

Особенно хочется подчеркнуть важность своевременной коррекции задержек речи у детей в контексте развития их способности к саморегуляции. Как я уже написала выше, «переломный» момент, когда ребенок начинает регулировать свое поведение внутренней речью – 3-3.6 года. А если собственной речи у ребенка нет – то внутренней речи просто не из чего сложиться. И если в случае задержки экспрессивной речи внутренний «конструкт», замысел высказывания созревает хоть как-то, то в случае сенсорной алалии всё гораздо грустнее. Часто ко мне на диагностику попадают говорящие дети в возрасте около 5 лет с жалобами на СДВГ. При нейропсихологическом обследовании выясняется, что ребенку доступно понимание речи лишь на номинативном уровне. Как уже было сказано выше, внутренняя речь предикативна, то есть если этот уровень понимания не сформирован у ребенка, то внутренней речи в полном смысле не будет. Так, проба «реакция выбора» детям с сенсорной алалией (а это именно они) по моим наблюдениям недоступна, что указывает на вторичное недоразвитие лобных функций. И здесь хочется начать рассуждать в сторону своевременного внедрения средств АДК – альтернативной коммуникации – или раннего чтения для формирования знаково-символической основы деятельности. Но об этом в другой раз.

 

Автор статьи:

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Новочеркасский пр. 58, офис 321
Ново-Александровская ул., д. 14

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Внутренняя речь ребенка
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]