Феномен выученной беспомощности и его научное обоснование
Выученная беспомощность — это нарушение мотивации, которое сформировалось у человека из-за значимой ситуации в его детстве, в которой он прилагал определенные усилия, чтобы ее изменить, но результат от этого не зависел. В итоге человек потерял способность формировать навык того, что если возникнут похожие ситуации, то его действие может дать результат.
Люди с синдромом выученной беспомощности имеют слабую мотивацию на достижение целей и стараются избегать неприятных ситуаций, связанных с преодолением препятствий.
Человек с данным синдромом часто не может понять, чем хочет заниматься. Он постоянно откладывает начало какой-либо деятельности, даже той, которое связано с получением положительных эмоций: «Я хотел бы, но…». Также ему, как правило, сложно продолжить начатое дело и довести его до конца по причине потери интереса или возникновения различных препятствий, так как преодоление препятствий – это много новых отдельных дел, каждое из которых требуется довести до конца.
Ученые-психологи М. Селигман и С. Майер, которые описали синдром выученной беспомощности, экспериментировали на собаках. Сначала животных подвергали слабым ударам тока, от которых у них не было возможности уклониться. Потом их переводили в условия, где они уже могли быть активны и избежать неприятных ощущений, но они по-прежнему не пытались это сделать, так как на основании предшествующего опыта им казалось, что они никак не могут повлиять на ситуацию. Последовавшие многочисленные научные исследования выявили существование этого синдрома и у людей.
Примеры выученной беспомощности
Одним из распространённых примеров проявления выученной беспомощности является неуспешность человека в профессиональной деятельности, когда, несмотря на достаточный опыт работы и способности к данной деятельности, человек как будто «топчется на одном месте», хотя, казалось бы, давно мог бы сделать карьеру, больше зарабатывать.
Еще одним примером выученной беспомощности может быть ситуация физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия, когда женщины, как правило, принимают ее без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни.
Факторы формирования выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности обычно появляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность своих усилий. Формирование синдрома выученной беспомощности в детстве во многом зависит от стиля воспитания.
Факторы, которые влияют на формирование синдрома выученной беспомощности:
- Желание родителей делать почти все за ребенка, что приводит к отсутствию самостоятельности. Такое поведение родителей может быть связано с несколькими причинами:
- Нетерпимость (быстрее сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок),
- Перфекционизм (убеждение родителя в том, что только он сам может сделать все идеально и так, как надо, а неуклюжие попытки ребенка им обесцениваются и критикуются)
- Неосознанное желание родителя подчеркнуть свою значимость и незаменимость, что может быть обусловлено или какими-то детскими переживаниями родителя, или, например, страхом одиночества и неосознанными попытками удержать ребенка при себе, чтобы он зависел от родителя и не смог окончательно уйти в свою жизнь в будущем.
Постепенно у ребенка пропадает желание лишний раз что-то делать.
- Опыт переживания ребенком негативных событий, когда он не может контролировать то, что происходит в его жизни. Это могут быть сильные или систематически наносимые обиды значимыми взрослыми (родителями, родственниками, учителями, воспитателями и т.д.), смерть родного человека или домашнего питомца, серьезная болезнь, развод родителей или постоянные конфликты.
При синдроме выученной беспомощности человек может по-разному объяснять для себя, почему у него не получилось добиться желаемого: потому что так сложились обстоятельства, которые он не мог контролировать, или потому что он приложил недостаточно усилий (перфекционизм). Для успешной коррекции синдрома психолог будет учитывать ответы и установки клиента.
Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей
- Родители должны стремиться к созданию благоприятной атмосферы в семье, гармоничным отношениям между ее членами, уважительному отношению к личности ребенка, принятию особенностей его характера и темперамента (например, если ребенок медлительный, нельзя пытаться его все время торопить). Ребенку важно, чтобы родители верили в то, что он со всем справится, и говорили ему об этом.
- Родители должны давать возможность проявлять ребенку самостоятельность, поощрять, когда он хочет сделать что-то сам. Не критиковать постоянно. Хвалить, даже если что-то сделал с ошибками. Предлагать свою помощь, но не навязывать. Если что-то не получается, не доделывать за него, а предложить сделать вместе, показать, как надо.
- Члены семьи должны помогать ребенку в развитии самостоятельности, не делать за него то, что он уже умеет делать сам, если ребенок не просит помощи напрямую. Ребенок по мере своего развития должен уметь сам пить из кружки и есть из тарелки, ходить на горшок или в туалет, одеваться, убирать за собой разбросанные вещи и игрушки и т.д. Если члены семьи активно помогают ребенку и делают базовые вещи за него, это негативно влияет на самостоятельность и, самое главное, на желание ребенка что-либо делать самому, принимать ответственность за собственные действия и решения.
- Родители не должны отдавать ребенку все свои силы, время и внимание, превращать его воспитание в единственное дело в их жизни в ущерб своему здоровью, потребностям, интересам, принося себя в жертву.
- Родители не должны предъявлять к ребенку чрезмерных требований или запретов, т.е. доминировать, жестко наказывать за невыполнение семейных обязанностей (бить, оскорблять, унижать и т.д.). При этом должны быть установлены ясные границы и правила, как ребенок должен себя вести, закреплены некоторые обязанности, нужно привлекать его к домашним делам, но эти правила и обязанности должны соответствовать возрастным возможностям ребенка, их не должно быть слишком много (чем младше ребенок, тем меньше правил и обязанностей), также необходимо контролировать их выполнение.
- Родители не должны навязывать ребенку негативные роли, бороться с реальными или вымышленными качествами ребенка, которые не хотят принимать в себе. В этом случае они транслируют ребенку, что он никогда не исправится.
- Родители должны интересоваться жизнью детей, общаться с ними.
Как избавиться от выученной беспомощности?
- Сначала нужно научиться распознавать ситуации, при которых синдром выученной беспомощности активизируется. Это может быть какой-то вопрос или проблема, которые вы уже длительное время не можете начать решать, уверенные в том, что у вас все равно ничего не получится.
- Необходимо осознать свои истинные желания и потребности. Что именно хотите вы, а не другие члены семьи или общество, и начните это делать. Самая сильная мотивация формируется, когда вы делаете что-либо именно для себя.
- Начните с самых простых дел, хвалите и поощряйте себя за каждый небольшой шаг, который вы делаете на этом пути.
- Научитесь верить в свои силы, поддерживайте себя, вспомните случаи, когда вы брались за дела и завершали их до конца, разрешали сложные ситуации.
- Перестаньте искать оправдания – почему вы не можете начать новое дело, научитесь преодолевать страхи и внутреннее «не могу».
- Составьте план достижения цели и следуйте ему, постарайтесь дойти до конца.
- Если вы понимаете, что все вышеперечисленное вам не помогает справиться с выученной беспомощностью, значит, причины ее глубокие, сформировались еще в детстве и изменить это только на поведенческом уровне очень сложно. В таком случае рекомендуется обратиться к психологу и пройти личную психотерапию.