Виды захвата у детей

Виды захвата у детей

Очень часто на обследовании вижу, что у ребенка недостаточно сформирован кистевой, пальцевый праксис. Это можно увидеть как в специальных пробах, так и с помощью наблюдения за тем, как ребенок держит карандаш, ложку или другие предметы. Давайте рассмотрим, как развивается в норме захват предметов у ребенка.

  1. От рождения до полугода у ребенка активен хватательный рефлекс, который помогает ребенку научиться брать предметы. К 6 месяцам в норме он угасает, и происходит дальнейшее активное развитие произвольных движений кистью и пальцами.
  2. Примерно в возрасте 3-5 месяцев ребенок начинает целенаправленно брать погремушку и другие оказавшиеся поблизости предметы. Он делает это с помощью крупного ладонного захвата (рис. 1). При этом большой палец не противопоставлен, а захват осуществляется с внешней стороны ладони (со стороны мизинца).
  3. К 6 месяцам ладонный захват (рис. 2) становится более точным и скоординированным, пальцы равномерно обхватывают предмет, большой палец участвует в движении.
  4. 7 месяцев: появляется лучевой ладонный захват (рис. 3). Предмет начинает захватываться со стороны большого пальца.
  5. В 8 месяцев ребенок начинает использовать захват грабельного типа – загребающий захват (рис. 4). Сгибание и разгибание пальцев позволяют притянуть к себе и удержать нужный предмет.
  6. 8-10 месяцев: лучевой дигитальный захват (рис. 5). Это уже не ладонный, а пальцевый захват. Ребенок использует три пальца для удержания предмета (большой, указательный, средний), при этом он держит его не кончиками, а подушечками пальцев.
  7. 8-10 месяцев: неполный пинцетный захват (рис. 6). Прежде чем взять предмет «пинцетом», ребенок научается делать это с бОльшей площадью поверхности, придерживая фалангами пальцев.
  8. 10 месяцев: пинцетный захват (рис. 7). Истинный пинцетный захват позволяет держать предмет кончиками указательного и большого пальца.
  9. 12-15 месяцев: ладонный супинатный захват (рис. 8). Предмет удерживается по типу «кинжал» всей ладонью с противопоставлением большого пальца. К сожалению, очень многие дошкольники старше 3 лет, которые приходят ко мне на диагностику, продолжают пользоваться данным видом захвата в процессе принятия пищи и удержания карандаша (для возраста старше 3 лет это уже считается примитивным захватом).
  10. 2-3 года: дигитальный пронационный захват (рис. 9). Это переходный захват. Пальцы направлены вниз (при удержании карандаша). Используются все пальцы кисти, при этом предмет находится со стороны большого пальца. Движения кисти недифференцированы, то есть двигается вся рука.
  11. 3-4 года: захват 4 пальца (рис. 10). Это правильный, эффективный захват. Три пальца на письменном приборе опираются на четвертый палец.

В практике встречается множество примеров неправильного удержания ручки/карандаша, что часто является патологической компенсацией нарушений развития праксиса в онтогенезе. В частности, можно наблюдать непогашенный хватательный рефлекс у школьников и взрослых людей.

Работу по подготовке руки к письму стоит начинать с проработки праксиса на уровне всего тела, формирования крупномоторных изолированных движений, чувства ритма, а также работы со средними линиями тела (их несколько), гашения младенческих рефлексов (если они есть). Для занятий отлично подходят кинезиологические мячики и мешочки. Также необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (вроде бы банальная рекомендация, но без этого никак).

Нейропсихолог Александрова О.А.

 
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".