Типы вестибулярной дисфункции.

При неадекватной обработке вестибулярных сигналов мозг не может формировать адаптивные ответы на полученные импульсы. Выделяют три группы нарушений работы вестибулярной системы такого рода:

  1. Гипочувствительность (реакция типа «Ну и что?»).

Такой ребенок слабо чувствует движение, его не укачивает, не тошнит при длительном кружении. Часто это очень спокойные, малоподвижные дети. Ребенок неловок, не боится падений, при этом у него отсутствует защитный рефлекс (выставить при падении руки в перед, защитить голову, сгруппироваться). Джин Айрес пишет в своей книге, что в эту категорию попадают дети с нарушением билатеральной интеграции, то есть с нарушением межполушарного взаимодействия. Она придерживается точки зрения, что вестибулярная система играет важную роль в обработке сигналов с обеих половин тела и координации их слаженной двигательной работы. Кроме того, такие нарушения речи, как алалия – не всегда связаны с корой левого полушария. По мнению Айрес, часто нарушения начинаются с более нижних уровней, в том числе с вестибулярных ядер и мозжечка. При этом вестибулярная стимуляция облегчает вокализацию и появление первых слов, а также в целом повышает уровень включенности ребенка в контакт, в занятие. Поэтому для таких детей хорошо включать в занятия балансиры, платформы, гамаки и качели.

Джин Айрес подчеркивает, что у детей с вестибулярной гипочувствительностью часто встречаются такие проблемы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия из-за билатеральных нарушений. Наша отечественная нейропсихология отдельно не выделяет и не диагностирует вестибулярные проблемы у детей с нарушениями школьных навыков. В то же время из моей практики могу сказать, что действительно, у этих детей нарушена и схема тела, и пространственные представления, и межполушарное взаимодействие, и функционирование вестибулярной системы. Просто в теории сенсорной интеграции оценивают эти проблемы с другой точки зрения, но по большому счету, правы все.

  1. Сенсорный поиск («Еще, еще!»).

 

С этим типом вестибулярной дезинтеграции я столкнулась лично со своим ребенком (и на данный момент он успешно скомпенсировался). У таких детей высокая переносимость движения, как и у типа 1 (по сути, это тоже гипочувствительность). Однако этот тип предпринимает много усилий, чтобы удовлетворить потребность в насыщении соответствующими стимулами. Он постоянно двигается («шило»), бегает, прыгает отовсюду, очень любит качаться на качелях, гамаках, кружиться. Любит висеть вверх тормашками, стоять на голове. Может часто переключаться от одной активности к другой. Двигается без хорошей координации, действия плохо спланированы (диспраксия).

 

С детьми типа 1 и 2 важно помнить, что любая активная стимуляция теряет эффективность через 2 минуты. То есть каждые две минуты целесообразно менять тип движения (выделяют движения вниз-вверх, вверх-вниз, вперед-назад и ротационные, то есть вращение). Джин Айрес не рекомендует самостоятельно использовать вращательные движения без специалиста по сенсорной интеграции. Там есть своя специфика.

 

  1. Гиперчувствительность («О нет!!!»).

Гиперчувствительность меньше отражается на познавательных способностях, нежели гипочувствительность, однако влияет на личностное развитие.

 

Здесь можно выделить два подтипа:

 

  • Нетерпимость к движению.

У этих детей дает сбои та область нервной системы, которая модулирует импульсы полукружных каналов. Ребенок негативно реагирует на линейное и вращательное движение. Его укачивает, он склонен к «морской болезни». Этот тип избегает езды на велосипеде, качания на качелях, катанию с горки. Часто не может даже смотреть на тех, кто катается на каруселях. Быстро устает, склонен к тошноте, не любит играть на детских площадках.

 

  • Гравитационная неуверенность.

Нарушение возникает из-за проблем с модуляцией сигналов от гравитационных рецепторов, поэтому какое-либо положение тела или головы способны доставлять дискомфорт даже в неподвижном состоянии. Такой ребенок очень боится падать. В сложных случаях ребенок боится отрывать ноги от земли, может ходить по лестнице приставным шагом. Он не просто не любит, а именно боится качаться, быстро двигаться. Чувствует напряжение, когда находится в непривычной позе или когда кто-то другой пытается контролировать его движения или положение тела. На самом деле ребенок этого типа падает редко. Страх падения иррационален. Айрес пишет, что эта гравитационная неуверенность может отражаться и на психологическом портрете человека. В картине личности может закрепиться это чувство небезопасности внешнего мира, неуверенность в себе, тревожность и даже агрессивность (как защитная реакция).

Помочь ребенку с гравитационной неуверенностью и нетерпимостью к движению  может дополнительная проприоцептивная стимуляция – утяжелители, рюкзак с чем-то весомым, физическое надавливание на его тело (например, при кружении на качелях можно делать это вместе, когда родитель обнимает ребенка или держит его на коленях), массаж. В данном случае проприоцепция «обнуляет» избыточные сигналы от вестибулярной системы. Очень показано утяжеленное одеяло. Нельзя насильно заставлять такого ребенка заниматься физической активностью. Важно уважать его особенности.

Я не вижу смысла ставить на балансир всех подряд детей (хотя с типами сенсорного поиска и гипочувствительности это оправданно). В своей работе я использую методику bal-a-vis x, которая мягко стимулирует вестибулярную и проприоцептивную системы. По данной методике балансир используется уже в конце, когда ребенок освоил все движения, стоя на полу. Ну и конечно, всегда мне помогает Томатис, который через внутреннее ухо активирует интеграцию слуховой и вестибулярной систем.

Text.ru - 100.00%

Нейропсихолог Александрова О.А.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *