В стандартное нейропсихологическое обследование включены пробы на определение профиля межполушарной асимметрии. Привычные для любого специалиста задания помогают определить ведущую руку, ногу, глаз, руку. И если про «рукость» мы, нейропсихологи, часто рассуждаем и поясняем, то ведущему уху уделяется крайне мало внимания в научной литературе в том числе.
Важно сказать, что большинство исследователей отмечает, что генетическое левшество, то есть ситуация, когда левосторонний профиль межполушарной асимметрии передается по наследству, встречается достаточно редко. Чаще в практике нейропсихолога (и моей в том числе) встречаются ситуации, когда специфика функциональной межполушарной асимметрии обусловлена особенностями раннего развития ребенка. Ученые (в том числе А.В. Семенович, Ж.М, Глозман) отмечают, что в случаях различных форм дизонтогенеза встречаются «несбалансированные» профили межполушарной асимметрии (часто такие ситуации называют «скрытым левшеством», но это ненаучный термин).
В подавляющем большинстве случаев (исключая мизерный процент людей, у которых речевой центр расположен в правой гемисфере) в норме ведущим является правое ухо. Именно оно связано с зоной восприятия речи в левом полушарии.
Исследования Дорин Кимура (Cerebral dominance and perception of verbal stimuli//Canadian Journal of Psychology, 1961) показали, что в обработке слуховой речевой информации, поступившей в оба уха одновременно, мозг быстрее всего обрабатывает именно ту, которая попадает в правое ухо. Это происходит из-за того, что в такой ситуации преимущественно используется контрлатеральный слуховой путь, то есть пучок нервных волокон, передающий информацию от правого уха в левую височную зону коры головного мозга. Это зона Вернике, которая отвечает за понимание речи. В то же время, чтобы информации от левого уха попасть в левый же висок, ей предстоит пройти более длинный путь: сначала также в противоположное (правое) полушарие, и затем через мозолистое тело (это пучок передающих волокон, который соединяет два полушария) в левое полушарие.
Справедливости ради стоит сказать, что существует и анатомически более короткий путь – ипсилатеральный (ипси – значит односторонний, то есть от левого уха – в левое полушарие, от правого – в правое). Но, во-первых, этот пучок волокон существенно тоньше, чем контрлатеральный (перекрестный). А во-вторых, как показали исследования, при одновременном восприятии информации двумя ушами этот путь просто блокируется мозгом!
Исследований было достаточно много, в том числе на так называемом «расщепленном» мозге (то есть на людях с перерезанным мозолистым телом).
В то же время, при обработке неречевых шумов и музыки главную роль играет левое ухо. Оно же важно при восприятии интонаций и тембра в речи.
Это важно не только для восприятия слуховой информации, но и для активной собственной речи. Это достигается за счет обратной связи – ухо получает информацию и контролирует собственную речь человека.
Диагностика с помощью Tomatis Listening Test позволяет оценить, насколько правое ухо ведущее в двух аспектах: при восприятии чужой речи и при контроле собственной. Это два разных показателя, которые можно соотнести с нормативной таблицей, и дальше использовать при составлении индивидуальной программы слушания Томатис, чтобы «усилить» правое ухо в качестве ведущего. По моему субъективному опыту, у детей с речевыми нарушениями действительно отмечается слабость слухового восприятия со стороны правого уха на диагностике. Пока я не встречала других методов такой тщательной диагностики данного аспекта межполушарной асимметрии. К сожалению, у TLT есть один большой минус – эта система диагностики доступна детям лишь со старшего дошкольного возраста и при условии понимания инструкции в рамках исследования и сотрудничества.
Автор статьи:
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.