Упражнения на самоконтроль

Дети, которые приходят к нам в центр, часто отличаются импульсивностью, невнимательностью, слабостью мотивации, эмоционально-волевой регуляции. Это все свидетельствует о незрелости передней ассоциативной зоны и подтверждается соответствующими нейропсихологическими пробами.

Предлагаю вашему вниманию простые упражнения на тренировку 3 функционального блока мозга (лобной доли). Они подойдут всем детям для развития волевого компонента психики, саморегуляции, внутреннего контроля, улучшения произвольности, внимания. Данные игры могут использовать как педагоги, так и родители. Содержание можно менять.

Основные задачи упражнений: оттормаживание внутренних импульсов (не делать первое, что хочется), удержание заданной программы, выбор действия в зависимости от условий. Кстати, для таких детей очень важно учиться ждать своей очереди (для этого подойдет любая групповая игра, где нужно ходить по очереди, соблюдать правила).

Итак, всегда играть начинаем с самого простого варианта, а если ребенок справляется, то постепенно усложняем. Не забывайте, что ребенку интересно также побыть в роли ведущего, и это очень полезно, ведь это тоже предполагает знание и соблюдение правил.

Реакция выбора.

  • «Съедобное-несъедобное». По сути, это самая простая «реакция выбора», когда на один стимул совершается одно действие, а на другой – действие второго вида. Группы стимулов могут быть разные: живое-неживое, любимое-нелюбимое.

К реакции выбора можно отнести игры: «воробьи и вороны», «ноги и голова», «лилипуты и великаны». Это игры одного типа, но с разным сюжетом (чтобы не терялся интерес ребенка). Инструкция: «Когда говорю «воробьи», нужно присесть и стать маленьким, как воробушек. А когда я говорю «вороны», нужно встать и помахать крыльями» (в варианте «ноги и голова» — нужно просто показать нужную часть тела; в «лилипутах и великанах» — тоже стать маленьким или большим по инструкции).

  • Когда освоена простая реакция выбора, мы вводим усложненную реакцию выбора, то есть в старом сюжете говорим, что сейчас нужно выполнять все наоборот. Плюс добавляем «зашумление», то есть сами делаем неправильно, а ребенок должен держать свою программу и выполнять так, как было в инструкции. Иногда я говорю, что делаем, что видим глазками, а ушки обманывают. А потом меняем опорный анализатор, верим ушкам, а глазки обманывают. Таким образом, происходит постоянное изменение программы, и ребенку всё труднее ее удерживать (уровень сложности игры возрастает).
  • Отдельно хочу сказать про игру «4 стихии». Это тоже реакция выбора, но там 4 стимула и 4 действия. Инструкция: «Когда я говорю «огонь», держим руки перед собой в виде пирамидки, «вода» — делаем руками волны, «земля» — присаживаемся на корточки и дотрагиваемся до земли ладонями, «воздух» — встаем на цыпочки и тянем ручки к потолку». Здесь также можно усложнять с помощью зашумления (говорим одно, показываем другое, путаем ребенка для усложнения).
  • В зависимости от сопутствующих коррекционных задач можно менять содержание под себя, например, для логопеда на фонематический анализ будет такой вариант: если слышишь заданный звук в начале слова – подпрыгни, если в конце – хлопни в ладоши, а если в середине – топни ногой. Усложнением будет изменение реакции по инструкции, изменение заданного звука или выключение какой-то реакции (например, если звук слышим в конце, то ничего не делаем, это сложно для ребенка – оттормозить действие, которое он делал раньше)

 

Удержание программы и торможение.

  • «Приглашение на бал». Это тоже старая игра. Правила вводятся так: «Вам барыня прислала приглашение на бал и сто рублей. Что хотите-то купите, «да» и «нет» — не говорите! Вы поедете на бал?». Поясняем ребенку, что нужно отвечать на вопросы как угодно, но нельзя говорить «да», «нет», «черное», «белое». Как только сказал – проиграл!
  • «Руки-ноги-голова». Это очень сложная игра для большинства дошкольников и многих младших школьников. Нужно показывать называемую часть тела, но с опозданием на одну единицу. Ведущий говорит: правая коленка (ничего не показываем), нос (показываем правую коленку), левая пятка (показываем нос).
  • «Пожалуйста!». Нужно делать то, что говорит ведущий, но только если он сказал «пожалуйста!».
  • «Море волнуется раз». Это еще одна старая игра. Можно играть в групповом формате. Напомню правила. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (в это время игроки раскачиваются, изображая море)! Морская фигура на месте замри!» В этот момент все игроки должны замереть в форме чего-то морского (предмет или животное, птица, рыба) и не шевелиться, пока ведущий не разгадает фигуру. Потом роли меняются.
  • «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали». Эта групповая игра. Ведущий встает в центр, вокруг него чертится круг (диаметр примерно 3 метра). Нужно отметить центр круга и разделить его на сектора, по количеству игроков или чуть больше. Каждому сектору присваивается номер. Ведущий встает в центр, закрывает глаза и читает присказку: «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали. СТОП». До слова «СТОП» игроки бегают по кругу, по команде останавливаются. Ведущий с закрытыми глазами называет номер любого сектора. Игрок из этого сектора начинает убегать. Ведущий ждет некоторое время, пото кричит снова «стоп!». Игрок останавливается. Ведущий должен оценить расстояние до игрока в шагах (это могут быть обычные, великанские, лягушачьи, лилипутские, верблюжьи шаги). После этого он шагает озвученное количество раз и дотрагивается до игрока (если не угадал – проиграл).

Как видно, многие игры знакомы нам давно. Какие игры вы можете вспомнить на саморегуляцию?

Нейропсихолог Александрова О.А.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *