Мне «повезло» пройти через пекло материнского выгорания, и эта тема всегда останется для меня предметом особой важности. В процессе работы с детским психологом мы выяснили, что Егор относится к категории детей с повышенными требованиями, отсюда и росло мое крайнее энергетическое истощение.
Сыну уже почти 5.5 лет, теперь я могу спокойно оставлять его на лето с бабушкой, а во время учебного года – в саду или даже дома с няней. И это лето, наверное, первое максимально расслабленное время за все эти годы, когда я могу без зазрения совести «подзарядить свою батарею».
Пожалуй, самое дурацкое в такой ситуации – это непонимание окружающих. Ведь энергия мамы в общении с таким ребенком (какой бы ни была огромной любовь) тратится в разы больше, чем с другими (и опыт многодетных родителей, которые могут сравнить «обычного» и «требовательного» ребенка это подтверждает). И тем, кто не сталкивался с такими детьми, абсолютно непонятно состояние родителя.
В шведской и американской медицине выделяют такое понятие как high needs baby – ребенок с повышенными потребностями. Я не нашла никаких научных исследований на эту тему, но феноменологических описаний, в том числе от врачей, найти можно довольно много. Требовательный ребенок не считается нездоровым и нуждающимся в каком-то специальном уходе или коррекции. Однако для неподготовленной родительской психики рождение такого младенца может обернуться эмоциональным выгоранием и послеродовой депрессией.
При этом требовательные дети вырастают во вполне успешных взрослых без каких-либо патологий.
О понятии «high needs baby» много пишет профессор педиатрии, доктор Билл Сирз (отец 8 детей, среди которых есть как раз и требовательный).
Он выделяет следующие 12 черт требовательного ребенка:
-
- Повышенная интенсивность реакций.
Такие дети очень глубоко чувствуют, поэтому все реакции обострены. Малейший дискомфорт порождает крик. В целом можно сказать, что все эмоции у требовательного ребенка ярко выражены: гнев, радость, интерес, удивление и т.д. А поскольку мать постоянно на связи с ребенком, она истощается от такой интенсивности переживаний. Когда ребенок счастлив, всем вокруг достанется этой радости, когда high needs baby злится, он самый ужасный и невыносимый на свете. И да, именно такие дети устраивают истерики в магазине, если мама что-то не купила. И вовсе не по причине «плохого воспитания». - Гиперактивность.
В данном случае это не диагноз (хотя многие родители могут думать о своем ребенке именно так). Требовательный ребенок не сидит на месте и даже во время кормления и переодевания может сучить ногами, выгибаться. Часто такие дети не переносят пеленания. Малыш активно изучает окружающий мир, и родителям просто необходимо спрятать все возможные опасные предметы в доме. Например, у меня висели защитные покрытия на кнопках духовки и стиральной машины, замки на большинстве ящиков на высоте до пояса, потому что Егор открывал и вытаскивал все, что мог. Требовательный ребенок может также бесстрашно исследовать пространство на улице, чем прибавляет седых волос родителям. Огромный плюс этого – естественная любознательность, которая со временем сослужит отличную службу в плане познавательного развития. - Этот пункт доктор Сирз обозначил просто как «слив». Слив родительской энергии.
Буквально: ребенок требует постоянной включенности, сопричастности к себе. Мне понравилась цитата: «Младенцы берут у вас необходимое им топливо, не задумываясь, что они оставляют в бензобаке матери». Однако и здесь доктор говорит о том, чтобы родители не отчаивались, ведь вся вложенная в чадо энергия пойдет на пользу его развития. Постепенно ребенок начнет «потреблять» меньше. - Частое прикладывание к груди.
Требовательного ребенка крайне сложно приучить к режиму кормления, поэтому оптимально делать это часто и по требованию. Сирз упоминает о том, что ребенок использует мать как соску, для успокоения (кстати, мамы таких детей часто говорят о том, что ребенок не признавал пустышку). И в контексте кормлений по требованию Сирз вспоминает теорию привязанности, что дети в примитивных культурах, которых носят в слинге с постоянным доступом к груди, меньше плачут и вырастают более стрессоустойчивыми. От себя скажу, что не все high needs baby являются «сисечниками», мой ребенок с роддома отказался от груди. Некоторые предпочитают сОски особой формы и т.д. Дети с повышенными потребностями и в еде капризны и избирательны. - Неумение ждать и принимать альтернативу.
Такой ребенок часто громко орет и плачет, если его потребность не удовлетворяется мгновенно. Причем Сирз приводит высказывания матерей, что если заставить ребенка ждать, то он «развалится», «дезинтегрируется», после чего будет очень долго приходить в себя. То есть вариант «приучить ждать» здесь не сработает. Ребенок реально истощается от постоянного крика. Но терпеливый родитель (который «В РЕСУРСЕ») постепенно сможет научить ребенка выражать свои потребности социально приемлемым способом, а затем и научить отсроченному удовлетворению потребностей. При условии выработки грамотной педагогической стратегии требовательный ребенок может стать лидером, который не следует слепо чужим идеям, а критически относится к информации и вырабатывает свою собственную точку зрения. Одна из задач родителя – научить ребенка осознавать собственные потребности и удовлетворять их без ущерба для других; уметь относиться с эмпатией к окружающим и учитывать их интересы. - Особенности сна.
Родители часто замечают, что ребенок спит мало, может рано отказываться от дневного сна. Сон ребенка очень чуткий, причем ребенок часто нуждается в особых условиях для засыпания (ритуал, укачивание, соска, определенная игрушка и т.д.). Именно этих детей приходится часами укачивать с грудью во рту, прыгая на фитболе. - Неудовлетворенность.
Ребенок часто не находит успокоения, капризничает, причем стандартные способы для младенцев не помогают или помогают частично и ненадолго. Мать чувствует себя при этом неудачницей, ведь с ребенком вечно что-то не так. - Непредсказуемость.
В дополнение к пункту 7: то, что работало вчера, сегодня уже не работает. Сюда же относятся перепады настроения. Любое мероприятие с таким ребенком – как игра в русскую рулетку. Зато не скучно, как шутят некоторые. - Повышенная чувствительность.
Здесь Сирз описывает особенности сенсорной переработки информации. Например, один ребенок не переносил звук блендера, к слову, у меня Егор тоже не переносил, когда работает миксер, блендер, пылесос и подобное, со временем это прошло. Для меня это скорее указание на возможное объяснение поведения таких детей. Они плохо переносят физический дискомфорт, вмешательство в личное пространство. Кроме того, требовательные дети могут обладать повышенной рефлексией и чувствительностью к эмоциональному фону окружающих. Это может накладывать отпечаток на возможности адаптации. - Ручной ребенок.
Часто эти дети требуют постоянного ношения на руках. Спать, гулять – на руках у мамы. Отказ от слингов и колясок, от сна в своей кроватке. Маме редко удается побыть с собой, спокойно поесть и помыться, удовлетворить свои базовые потребности. - Неспособность к автономности.
Такой ребенок хочет постоянного общения, включенности в свои дела. Он не может играть один, самостоятельно засыпать. - Болезненность сепарации.
Требовательный ребенок с трудом привыкает к посторонним и отпускает маму. Он чувствует очень высокую тревогу сепарации, страх при попытках разделения с матерью. По заметкам Сирза, отлучать от груди такого ребенка лучше ближе к 2 годам, т.к. раньше будет чрезмерно болезненно для ребенка. Также оптимально включать его в регулярное общение с другими людьми (например, водить в детский сад) ближе к 3.5 годам.
Спасибо, что живая. К сожалению, в нашем обществе любят критиковать матерей: не так воспитала, не так кормила, не так на горшок посадила и вообще плохая мать. В случае с high needs baby особенности поведения ребенка не связаны с тем, что мама якобы сделала что-то не так. Ребенок просто таким родился. И история о том, что родительница передала свою тревогу ребенку (некоторые психологи так могут считать) тоже не состоятельна (непонятно, что первично, материнское истощение или ее тревога, курица или яйцо).
Для любой матери крайне важно восполнять собственный ресурс, ведь ребенку она нужна живой, здоровой и желательно основную часть времени в хорошем настроении.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на прием психолога звоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте. Наши специалисты имеют высокую квалификацию и обязательно вам помогут!
- Повышенная интенсивность реакций.