Альфред Томатис, известный французский отоларинголог и учёный, прославившийся своими революционными открытиями в области изучения человеческого уха и созданием одноимённого Метода, родился в конце 1919 года в Ницце. Так случилось, что он появился на свет раньше срока, и это оставило отпечаток на его взрослой жизни и деятельности. Он писал, что имеет «непоколебимое и интуитивное убеждение» в том, что его открытия и вся работа связаны с его преждевременным приходом в этот мир.
Отец Альфреда Умберто Данте из Пьемонта был успешным оперным певцом, одним из лучших голосов Европы. Томатис рос в музыкальной среде, дома часто бывали певцы и музыканты. Несмотря на это, сам он достаточно рано понял, что изберёт другую профессию. В детстве мальчик часто болел, и однажды лечащий врач, который не мог сразу выявить причину его состояния, произнёс: «Я должен поискать ответ». Эта фраза произвела сильное впечатление на Альфреда. Он твёрдо решил, что и сам станет врачом. Родные поддержали его в этом решении, и когда мальчику было всего одиннадцать лет, отец отправил его на обучение в Париж, где вскоре, благодаря своему упорству и целеустремлённости, Томатис стал одним из лучших учеников.
Когда Альфред Томатис учился в медицинской школе, началась Вторая мировая война, он был призван в армию, а затем был назначен в медицинский корпус военно-воздушных сил Франции, где и выбрал своей специальностью отоларингологию. После войны он был назначен на должность консультанта военно-воздушных сил Франции. В это время он занимался изучением профессиональной глухоты рабочих авиационных заводов. Проводя исследования с помощью специального прибора — аудиометра, он заключил, что люди, работающие при постоянном рёве моторов, рано или поздно перестают слышать определённые звуковые частоты. Томатис одним из первых стал говорить о том, что сильный шум на производстве чрезвычайно вреден для здоровья рабочих и может рано или поздно привести к потере слуха. В ходе исследований он замечает, что нарушения слуха нередко дополняются голосовыми проблемами.
Одновременно с этим в своей медицинской практике Томатис принимал оперных певцов из окружения своего отца, у которых были проблемы с голосом – со временем они начинали терять над ним контроль и по какой-то причине не могли брать те ноты, которые с лёгкостью давались им ранее. Певцы приходили на приём к отоларингологу, чтобы проверить гортань и связки, так как считалось, что именно это основные «инструменты» человеческого голоса. Обычно в то время певцов, страдающих подобными проблемами, лечили стрихнином(!). Считалось, что это поможет укрепить ослабшие связки.
Томатис заметил схожесть голосовых проблем у работников авиационных заводов и оперных певцов. Однажды он решил провести опыт. Он стал проверять звуковой диапазон певцов при помощи аудиометра.
Тогда он определил, что певцы, как и рабочие, перестают слышать определённые частоты. Из-за того, что во время пения громкость звука в черепной коробке чрезвычайно велика, певцы практически оглушают сами себя. Следовательно, они не могут брать те или иные ноты просто потому, что не слышат их. Тогда-то Альфред Томатис и вывел свой первый закон: голос может воспроизводить только то, что слышит ухо. Томатис утверждал, что для пения гортань далеко не самый основной орган.
Изучая связь между ухом и голосом, Томатис затеял очередной интересный эксперимент. С помощью частотного анализатора звуковых колебаний (прибор, который позволяет разложить голос человека на частотные составляющие) он протестировал граммофонные записи великого Энрико Карузо. В ходе исследования Томатис выявил, что творчество величайшего тенора условно делится на два периода. В первый голос певца звучал очень чисто, а во второй период он стал более эффектным. Оказалось, что Карузо была проведена операция, которая повлияла на евстахиеву трубу, из-за чего он со временем перестал слышать (а, следовательно, и воспроизводить) низкие частоты. И это обстоятельство придало его голосу интересный эффект – на него как будто наложили фильтр, позволяющий воспроизводить только высокие частоты. По меткому замечанию Томатиса, Карузо был просто обречён стать величайшим певцом.
В 1958 году Альфред Томатис изобретает знаменитое электронное ухо, аппарат, с помощью которого стало возможно «отремонтировать» слух — «тренировать» мышцы уха, настраивая его на определённые частоты.
Несмотря на то, что многие врачи относились к Методу довольно скептически и даже считали Томатиса представителем некой альтернативной медицины, многие знаменитости обращались к нему за помощью. Среди них: Мария Каллас, Роми Шнайдер, Стинг, Ганс Гартунг и многие другие.
В 1965 году к Альфреду Томатису, по совету своего преподавателя, обратился молодой, тогда ещё никому не известный Жерар Депардье. Сейчас, когда Депардье получил признание и известность не только у себя на родине, но и во всём мире, трудно себе представить, что если бы не помощь Альфреда Томатиса, актёр вряд ли бы сумел добиться такого успеха.
Чем же Томатис смог помочь молодому Депардье?
Дело в том, что юноша был абсолютно косноязычен. Он не мог довести до конца ни одного предложения, построить полноценную фразу, говорил сбивчиво и невнятно, помимо всего этого ещё и страдал от заикания. Но, несмотря на это, молодой человек страстно хотел стать актёром, стоит ли говорить, что при таких проблемах с речью это представлялось практически невозможным?
Его преподаватель драматического искусства Жан-Луи Коше видел в Жераре талант и богатый актёрский потенциал и, чтобы помочь молодому дарованию, отправил его на консультацию к Альфреду Томатису. Отоларинголог принял Депардье, побеседовал с ним и заключил, что причины проблем молодого человека кроются в эмоциональной сфере (переживания, семейные неурядицы, излишняя робость, неуверенность в себе). Учёный с сочувствием отнёсся к молодому человеку, позже он вспоминал, что Жерар произвёл на него впечатление – могучий великан, голос которого абсолютно не хотел его слушаться, и чем больше усилий Депардье прилагал, тем хуже получалось. Томатис замерил остроту слуха Жерара, и выяснилось, что тот имеет слишком высокий для французского языка порог восприятия звука. Учёный сказал, что поможет решить проблему, но для этого необходимо пройти курс лечения. Ради своей мечты Депардье был готов на всё – дорогостоящие лекарства, болезненные уколы, даже операция – всё, что угодно. Но назначение врача его изумило. «Моцарт», – сказал Томатис. «Моцарт?» – переспросил Депардье. Да, именно Моцарт! Жерару было предписано слушать произведения гениального композитора (через фильтр, «без басов») каждый день по два часа в течение нескольких недель. Спорить со знаменитым врачом молодой человек не решился и начал удивительное по тем временам лечение. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже после нескольких сеансов Депардье почувствовал себя увереннее, энергичнее, у него повысился аппетит и наладились проблемы со сном и памятью. По окончании лечения заикание исчезло, а речь Жерара стала отчётливой и членораздельной. Он вернулся в школу актёрского мастерства обновлённым, воодушевлённым и уверенным в себе, и, как известно, сумел стать великим актёром. О былых проблемах с речью теперь напоминают лишь необычные вибрации в его голосе, которые придают его звучанию определённый шарм.
Время шло, исследования продолжались, Метод помогал все большему и большему количеству людей. Альфред Томатис никогда не останавливался на достигнутом и продолжал изучать возможности человеческого уха. Томатис одним из первых заявил, что эмбрион с ранних сроков начинает слышать голос матери, и то, что он слышит, влияет на его чувственно-эмоциональное развитие. Таким образом, выяснилось, что слушание имеет связь с психологией. Обнаружив эту связь, Томатис привлекает к работе специалистов из области медицины и психологии.
Ещё во время наблюдений за рабочими авиационных заводов Томатис стал замечать, что глухота часто влечёт за собой расстройства двигательного аппарата и некоторые психологические проблемы. Исходя из своих наблюдений, Альфред Томатис утверждал, что корректировка слушания может помочь при изучении иностранных языков, проблемах с моторикой, речью, вниманием, успеваемостью, мышечным тонусом, осанкой, равновесием, при нарушениях аутистического спектра и проч. Таким образом, область применения Метода расширялась. По всему миру появлялись центры, работающие по методике Томатиса. Со временем исследования подтвердили, что связь между ухом, голосом и мозгом действительно существует. Надо заметить, что в тот период изучение функций мозга было ещё только на начальном этапе развития, поэтому многие открытия Томатиса были интуитивными и не имели под собой прочной доказательной базы. Однако на сегодняшний день становится очевидным, что учёный был одним из пионеров в исследованиях нейронауки.
Альфред Томатис скончался в 2001 году, оставив после себя богатое научное наследие. После его смерти руководителями фирмы становятся его сын Кристиан, который ещё при жизни отца, будучи молодым дипломированным психологом, участвовал в развитии Метода, и коллега Тьери Гужаранг. Они вместе продолжили дело великого учёного, сочетая традиционные основы Метода с современными инновациями. С 2009 года к Гужарангу присоединяется и внук Альфреда Томатиса — Грегуар. Таким образом, дело ученого живёт и не стоит на месте: благодаря технологическому прогрессу появляется новое, более совершенное оборудование; всё больше специалистов проходят обучение Методу для того, чтобы помогать людям по всему миру; растёт количество пациентов, которым Метод Томатиса принёс реальную пользу.
В заключение нужно отметить, что многие учёные пытались и пытаются повторить метод Альфреда Томатиса, создавая свои альтернативные программы, но желаемого эффекта они не приносят. Поэтому для продуктивного лечения лучше обращаться к оригиналу. Кроме того, стоит помнить, что для коррекции по методу Томатис специалисту необходимо иметь соответствующий сертификат от фирмы TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A., который он получит после курса обучения. Список всех сертифицированных специалистов размещён на сайте www.tomatis.com и находится в свободном доступе.
***