Расстройства внимания можно представить как спектр, по аналогии с аутичным спектром. И дети с СДВГ бывают очень разными. При этом нарушение внимания может быть как первичным (собственно, СДВ — синдром дефицита внимания, СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью), так и вторичным (у детей с ЗПР, УО и другими нарушениями).
Выделяют формы с преобладанием невнимательности (СДВ — синдром дефицита внимания), с преобладанием гиперактивности и импульсивности, смешанную, и даже сверхсфокусированное внимание (СФРВ).
В патогенезе СДВГ выделяют две модели: функционально-анатомическую и нейромедиаторную. Внутри первой – специфика префронтально-подкоркового взаимодействия (I и III ФБМ – стволовые структуры и лобные доли). Внутри второй – дисбаланс нейромедиаторов (часто много норадреналина, который дает повышенную ориентировочную реакцию и мало дофамина, который делает деятельность целенаправленной).
Диагноз СДВГ ставится врачом-неврологом или психиатром обычно с 4-5 лет на основании диагностических критериев из трёх блоков: невнимательность, импульсивность, гиперактивность. При этом проявления должны наблюдаться более 6 мес. не менее, чем в 2 сферах (например, дома и в школе).
Направления коррекции:
- Медикаментозная терапия и другие процедуры — по назначению невролога;
- Занятия с психологом (в том числе поведенческая/когнитивно-поведенческая терапия);
- Нейрокоррекция;
- Использование элементов сенсорной интеграции.
Поскольку все дети с синдромом дефицита внимания разные, акцент на каждой группе методов будет всегда разный. Надо помнить, что под «фасадом» СДВГ могут быть другие неочевидные нарушения развития (сенсорная алалия, детская шизофрения, формирующееся расстройство личности). Поэтому помимо невролога желательно обследование и у других специалистов.
Что важно знать и внедрять в повседневную жизнь самим родителям:
- Сначала родитель должен проработать и научиться регулировать собственную психоэмоциональную сферу (найти сторонний «контейнер» для негатива и источник ресурса, принять своего ребенка, научиться ему сопереживать, разделять чувства);
- Откорректировать стиль воспитания: не должно быть жестокости и давления, физических наказаний и унижения, попустительства, гиперопеки, непоследовательности, при этом в приоритете – последовательность, поддержка, конструктивная обратная связь;
- Установить отношения сотрудничества с ребенком (без этого динамики не будет);
- Сформировать адекватные ожидания от собственного ребенка (таким детям трудно планировать наперед, брать ответственность, прогнозировать чувства другого человека – все эти навыки требуют формирования и «взращивания»);
- В качестве отдельной задачи для работы с психологом и самостоятельно вынесите формирование адекватной самооценки ребенка (для детей с СДВГ характерно ожидание, что «Всё получится с первого раза» и наоборот, установка «Если не получилось, я ничтожество») и снижение его тревожности;
- Также отдельная задача – развитие эмоционального интеллекта ребенка, это формируется в детско-родительском взаимодействии при участии психолога и пособий (например, книга Виктории Шиманской);
- Дробить большие задачи на мелкие, при этом визуально на планнере отображать каждую часть работы с соответствующим подкреплением, а также отмечать прогресс ребенка;
- Четкий, не перегруженный режим дня, где есть время для прогулок, двигательной активности;
- Ограничение гаджетов;
- Многим детям с СДВГ помогает сосредоточиться подпитка вестибулярной системы, для этой цели можно использовать балансиры (например, когда ребенок учит стихотворение), на стул можно класть ортопедическую подушку-балансир;
- Использовать инструменты: четкая наглядная система правил, визуальное расписание, таймер, систему поощрений (в том числе жетоны), планнеры.
Автор статьи:
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.