Два рефлекса, о которых мы сегодня поговорим, связаны друг с другом. Рефлекс парализующего (или панического, зависит от перевода) страха – РПС – возникает у плода еще в утробе матери в 1 триместре беременности. Он необходим для матери и плода в случае опасности: когда возникает стрессовая ситуация, ребенок в буквальном смысле «замирает», плацента ограничивает приток крови с гормонами стресса от матери, а у матери высвобождается ресурс для борьбы с внешним врагом и выживания (пресловутая реакция борьбы или бегства). В норме этот рефлекс интегрируется в известный многим рефлекс Моро, который активен у младенцев с рождения и до 4 месяцев. Рефлекс Моро также связан с реакцией на опасность, но уже родившегося ребенка. Ребенок реагирует на слуховую, зрительную и вестибулярную информацию (разводит руки в стороны, разжимает кулачки и потом сводит их назад, совершая обхватывающее движение). Однако в ряде случаев РПС и рефлекс Моро не гаснут, а продолжают быть активными. Факторы риска могут быть связаны с беременностью и родами (стрессы во время беременности, угроза выкидыша, преждевременные роды, кесарево сечение, родовспомогательные процедуры, асфиксия, гипоксия итд). Эти два рефлекса часто остаются активными в паре, т.к. биологически связаны. На практике бывает видно по профилю ребенка, что преобладает – р. Моро или РПС (будут разные «портреты» детей).
Последствия нарушения интеграции РПС и р. Моро:
- Гиперчувствительность в слуховой, зрительной, тактильной модальности, а также возможна гравитационная неуверенность;
- Может нарушаться зрительный контакт;
- Нарушение обработки зрительной информации, «не видит» вещи прямо перед собой;
- Избегание социального контакта, трудности коммуникации;
- Низкая стрессоустойчивость;
- Экспрессивные вербальные нарушения;
- Зашкаливающая тревога, страхи, фобии, панические атаки;
- Импульсивность, склонность к агрессии (р. Моро);
- Трудности переключения в деятельности.
Как мы видим, последствия касаются различных сфер развития. И в этот «портрет» вписываются дети с РАС и дети с так называемой эмоционально-волевой незрелостью, тревожные дети.
Активные РПС и р. Моро затрудняют по «принципу падающего домино» интеграцию и других рефлексов, а также всю психолого-педагогическую коррекцию в целом. Это именно те дети, с которыми трудно наладить контакт, сформировать доверительный базис для занятий, дети, выбегающие из кабинета и устраивающие истерики. Поэтому с этими двумя рефлексами в первую очередь проводится работа по интеграции, а в дальнейшем уже проводятся последующие комплексы упражнений для других рефлексов.
Первый, у кого я диагностировала РПС и р. Моро, был мой сын. Это именно тот случай, когда я как мать «контейнировала - контейнировала, да не выконтейнировала». То есть для ребенка с РПС практически невозможно сформировать пресловутое «базовое доверие к миру» по Петрановской, поскольку панический страх к этому самому миру сформировался внутриутробно. Это стало для меня открытием. «Классическая» психология – прекрасный инструмент, но без работы с рефлексами психотерапия будет малоэффективной и длительной. И это не мистика и не эзотерика, а биология. К сожалению, русскоязычных источников по этим рефлексам я не нашла. Рекомендуемая книга на английском: The Symphony of Reflexes: Interventions for Human Development, Autism, ADHD, CP, and Other Neurological Disorders, автор Bonnie Brandes.
Для интеграции РПС и рефлекса Моро необходимо ежедневно выполнять комплекс специальных упражнений, которые активируют рефлекс, а затем гасят его. Эти упражнения я показываю на приеме и прошу родителей выполнять их каждый день. После 1 недели упражнений с сыном я уже вижу замечательный эффект. Егор стал лучше владеть своими эмоциями, увереннее общаться. Стало гораздо меньше истерик, улучшилась устойчивость к фрустрирующим факторам (в сторис я рассказывала, как мы ходили в пятницу к стоматологу). С ним намного легче стало договариваться.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.