Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога

Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога
Ко мне всё чаще приходят на консультации с детьми раннего возраста: самым маленьким клиентам от 9 месяцев (хотя формально я работаю с 2 лет). И это отлично! Ведь чем раньше начать, тем быстрее можно скомпенсировать возможные дефициты и задержки.
Конечно, все родители боятся аутизма. Поэтому самые распространенные жалобы: «не смотрит в глаза», «нет указательного жеста», «не понимает речь». По итогам консультаций в некоторых случаях у детей действительно наблюдается выраженный дефицит в коммуникативной сфере, но далеко не всегда это сразу аутизм. У большинства детей на минимальные неврологические нарушения накладывается еще и средовое воздействие, вследствие чего может происходить задержка речевого и психического развития. Проще говоря, условия жизни современной семьи не всегда способствуют здоровому развитию. И сейчас я это пишу не для того, чтобы обвинить. Большинство родительских ошибок я также совершила со своим ребенком.
Итак, пройдемся списком по самым очевидным и часто встречающимся ошибкам, которые имеют отношение к развитию всех сфер психики ребенка (а не только коммуникации и речи).
  • Нельзя. Слишком много игрушек вокруг ребенка. В результате от избытка стимулов ребенок не может сосредоточиться на конструктивной деятельности, исследовании свойств одного предмета. В результате происходит задержка развития регуляторной сферы, ребенок демонстрирует «полевое поведение».
  • Надо. Даем в доступе 1-2 игрушки. Остальные убраны в непрозрачные ящики/коробки. Убрали эти, потом достали новые. Постепенно можно увеличивать количество игрушек на открытых полках, чтобы ребенок мог сам выбирать. В процессе ребенок учится убирать игрушки за собой (видит пример, привыкает к нему).

 

  • Нельзя. Электронные игрушки: шумящие, светящиеся. Их количество свести к минимуму, не оставлять в открытом доступе. Четко следить за реакцией ребенка и тем, как они с ними играет (чтобы не было перевозбуждения). Это большая нагрузка на сенсорные системы.
  • Надо. Игрушки из природных материалов, а также дающие тактильную стимуляцию. Чистые природные цвета. Крупный рисунок по типу 1 деталь – 1 цвет (мелкий пестрый рисунок может «зашумлять» зрительное восприятие, не давать увидеть целостную картинку, выделить зрительные образы). Достаточно крупные детали (в том числе у конструкторов). Утяжеленные игрушки (мячик – из толстой резины, например, кубики из дерева). Музыкальные игрушки (не электронные, а, например, бубен, маракасы, браслеты с колокольчиками итд). Обязательно кукла (даже у мальчиков, но не барби, а обычный пупс).
  • Нельзя. Пренебрегать двигательным развитием в первый год жизни. Не пускать на пол. Очень часто ко мне приходят родители с информацией «все было по норме», а по факту оказывается, что совсем не по норме, хотя формальные сроки «сел-пошел» примерно соответствуют интернету.
  • Надо. В норме ребенок должен ползать (сначала по-пластунски, потом на четвереньках). «Сразу стал и пошел в 7-9 месяцев» – это не ок. С 5 месяцев ребенок должен много времени проводить на полу. Не держите в колясках-кроватках. Стимулируйте нахождение в позе «на боку» примерно с 2.5-3 месяцев. В том числе держите на руках в этой позиции. Из этой позы ребенок учится перевороту и затем выходу в позу для ползания. Родителям младенцев: почитайте книжку Галины Лупандиной-Болотовой «Сидеть-ползать-ходить» и обязательно подпишитесь на аккаунт @samsmogu Анны Серенко.
  • Нельзя. Избегать горшка или зацикливаться на нем. Давить на ребенка с темой горшка.
  • Надо. С года-полутора иногда показывать, как вы ходите в туалет (пусть это вас не шокирует, но человек существо социальное, так происходит научение). Играть в то, как куколка/мишка писают и какают на игрушечный горшок. Сказки, где упоминается горшок и соответствующие дела как бы между делом. Пусть детский горшок будет в открытом доступе у ребенка (а не только в туалете за закрытой дверью). Давать ребенку быть без подгузника дома, чтобы почувствовал ощущения от тела, когда описался, обкакался. Комментировать нейтрально (не ругать!!!) эти события: «ты пописал», «ты покакал», чтобы формировалось понимание данных актов, связь позывов в теле и результата.
  • Нельзя. Гаджеты до 2 лет. Панический страх гаджетов.
  • Надо. Для детей раннего возраста гаджеты не полезны. Но и совсем их демонизировать не стоит. Важно понимать, что гаджет не должен быть заменой взаимодействия с родителями и обычной игры. Гаджет сам по себе вреда не приносит, это как автомобиль, в обращении с которым важно знать правила безопасности. Если водить неаккуратно, не соблюдать правила – попадете в аварию. Но виноват не автомобиль, а водитель.
  • Нельзя. Телевизор и музыка постоянно фоном в квартире.
  • Надо. Тишина на фоне, четкая речь родителя. Короткие фразы, доступные пониманию на уровне ребенка. Интонирование речи для привлечения внимания ребенка. Чистые понятные звуки (пение птиц, можно приятную музыку – классика, детские песенки — но не постоянно фоном, а как «пища» для сенсорной сферы). Игры с музыкальными инструментами (см. книгу «300 игр на развитие слухового внимания» Елены Молчановой и подобные). Короткие ритмичные песенки и стишки («Сорока-ворона» итд). Игры в «ладушки» — также с ритмом. Рассматривание книжек типа «Картинка и под ней короткий комментарий или стишок», который читает родитель, показывая пальцем на картинку.
  • Нельзя. Учить буквы до 5 лет.
  • Надо. Готовим «базу» для чтения и письма. Для этого нужно сформировать крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и достаточный уровень осведомленности об окружающем мире. В свою очередь, для этого давать «пищу» всем сенсорным системам ребенка. Обязательно формировать слуховое внимание и читать ребенку вслух (многие дети не слушают, когда им читают, потому что слуховое внимание недостаточное). Наблюдать за природой, обсуждать увиденное. Учиться мыслить и рассуждать, а не заучивать.
  • Нельзя. Развивать мелкую моторику без учета крупной. При этом постоянная беготня и залезание на шкафы не считается развитой крупной моторикой.
  • Надо. Давать ребенку возможность насытиться ощущениями от своего тела. Особенно от проприоцептивной (это информация от мышц, суставов и сухожилий) и вестибулярной систем. Играть в мяч с самого раннего возраста (сначала катаем, потом учим кидать; чем младше ребенок – тем больше мяч, и он должен быть достаточно тяжелым). Учим играть в двигательные игры: замри-отомри, «море волнуется раз», «классики» (это уже для деток постарше). Используем ортопедические коврики. Беговел. Игры по типу «сосиска в тесте» (заворачиваем ребенка в одеяло, коврик и продавливаем, тискаем, катаем). Игры в «лошадку» (катаем ребенка на спине, плечах).
  • Нельзя. Куча кружков и секций. Я вижу, что многие уже с 2 лет начинают водить на кружки.
  • Надо. Важно выстраивать родительскую коммуникацию с ребенком. Как правило, тревога, что без доп. занятий ребенок якобы не разовьется, находится в голове у мамы. Часто родители не знают, как им общаться с собственным ребенком. Как играть. Поэтому происходит замещение кружками. В результате «убивается» собственная мотивация к познанию, природное любопытство ребенка. Я не против кружков после 4 лет, здесь как с гаджетами (см. пример с автомобилями выше).
  • Нельзя. Отсутствие коммуникативных игр и телесного взаимодействия.
  • Надо. Играть в «ку-ку» практически с рождения. Эмоционально и мимически включаться в игру на раннем этапе, стимулируя включение малыша в коммуникацию. Играть в фольклорные игры по типу «по кочкам-по кочкам, по ровненькой дорожке», «ладушки», «сорока-ворона» и другие. Носить на руках, обнимать, тискать, делать массажики. Избегать физических наказаний. Отлучать от груди не по календарю, а по готовности ребенка (это стресс, и важно, чтобы ребенок имел ресурс для этого), но и не тянуть, если ребенок готов (обычно отлучение происходит между 1 и 2 годами). Профилактировать материнскую депрессию и выгорание (они имеют прямое отношение к нарушениям развития у детей).

 

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Ребёнок раннего возраста: рекомендации нейропсихолога
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]