раннее развитие

Раннее развитие или «не отнимайте у ребенка детство»?

Раннее развитие – это концепция, основанная на утверждении, что к 3 годам человеческий мозг сформирован уже на 70% (по другим источникам на 80%), а к 6-7 годам – на 90%, и поэтому многим вещам ребенка необходимо научить до этого возраста, иначе в более старшем возрасте он не сможет это освоить.

Данная концепция получила широкое распространение, ее последователей можно встретить во многих странах мира. Например, об этом можно прочесть в книге Масару Ибука «После трех уже поздно».

Не стоит путать раннее развитие с развитием в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет), так как подходы могут быть совершенно различными и преследовать разные цели.

При раннем развитии ребенок получает навыки и знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития. Сюда можно отнести следующие умения:

  • чтение;
  • математические навыки (ментальная арифметика);
  • иностранные языки;
  • шахматы;
  • скоростное собирание кубика Рубика;
  • игра на музыкальных инструментах и пр.

Польза или вред в зависимости от организации занятий

Человеческий мозг развивается неравномерно:

  • В мозгу новорожденного содержится около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько и у взрослого. Разница в количестве дендритов и синапсов, которых при рождении мало, но после появления ребенка на свет нейронные связи образуются очень активно;
  • Слуховой анализатор к моменту рождения полностью готов к функционированию, вторичные зоны коры созревают к 2 годам; в 7 лет слуховая кора сопоставима с корой взрослого человека;
  • Зрительный анализатор в момент рождения менее зрелый, и зрительное восприятие новорожденного, годовалого и двухгодовалого ребенка будут сильно различаться. Первичная зрительная кора созревает лишь к 4 годам, а вторичная – к 7;
  • Двигательный анализатор к моменту рождения также незрелый. Первичная моторная кора созревает только в период между 2 и 4 годами. Вторичная кора созревает к 7-11 годам.
  • Ассоциативные зоны коры (третичная кора) созревают намного позже. Задняя ассоциативная кора (зона ТРО) созревает к 11-12 годам. Лобная кора созревает полностью только к 20-25 годам (данные исследователей различаются).

пирамида обученияОсновные задачи в развитии ребенка раннего детского и дошкольного возраста – это обеспечение внешней стимулирующей среды для того, чтобы «нижние» блоки мозга смогли сформировать необходимые связи и дозреть. Ведь без включения в реальную деятельность соответствующие зоны коры будут формироваться с дефицитом. Не только телесное здоровье играет роль для развития ЦНС, но и образ жизни, среда, семья. Проведено огромное количество исследований, которые доказывают, что если нет внешних стимулов в так называемый сензитивный период развития, то задействованные в процессе отделы мозга не развиваются (и уже никогда не разовьются). Например, был проведен такой эксперимент. Новорожденным котятам зашили один глазик. Контрольной группе котят глаза не зашивали. Спустя два месяца швы сняли, и экспериментальная группа котят снова могла видеть двумя глазами. Но нейровизуализация показала, что дендриты первичной зрительной коры головного мозга практически отсутствовали. То есть нейроны не имели связей, и котята имели так называемую одностороннюю корковую слепоту. Котята могли, но не умели видеть тем глазом, который был зашит. Те зоны зрительной коры, которые отвечали за прием и переработку информации от незашитого глаза, развились нормально. Как и зрительная кора котят из контрольной группы.

У человека первыми развиваются зоны коры, соответствующие сенсорным и моторным анализаторам. И уже после этого формируются так называемые ассоциативные зоны, третичная кора, которая «надстраивается» на сформированные системы и объединяет их. С помощью этих ассоциативных зон человек может пользоваться речью, мыслить абстрактно при отсутствии реальных предметов, имея их образы в голове, строить и понимать сложные вербальные и символические формулы, в том числе читать, писать и считать. Если у ребенка недостаточно развит слуховой анализатор, то формирование речи будет происходить с искажением. Если не сформирована схема собственного тела, то пространственные представления, с помощью которых мы оперируем математическими понятиями, системами координат, будут формироваться с сильным дефицитом. Если давать слишком рано задачи, выполнение которых обеспечиваются третичными зонами коры (чтение, письмо, счет), то низлежащие уровни не сформируются должным образом.

Новорожденный ребенок умеет на слух различать фонемы разных языковых групп, то есть слуховой анализатор развивается быстрее, чем зрительный. Поэтому раннее обучение иностранным языкам достаточно перспективно и не противоречит естественному развитию мозга ребенка при условии, что нервная система ребенка полностью здорова, и при обучении идет опора именно на слух.

Идея целенаправленного участия взрослых в развитии ребенка в раннем детском (1-3 года) и дошкольном (3-6 лет) возрасте поддерживается всеми психологами, однако единого мнения относительно эффективности занятий и методик не существует, поскольку они во многом зависят от педагога и формы организации занятий. В некоторых ситуациях возможны негативные эффекты, которые в основном связаны с асинхронией развития различных аспектов психики у детей. Неравномерность процессов приобретения и освоения навыков может приводить к задержкам психического развития, патологической акселерации, недоразвитию моторной сферы.

Если бездумно и бессистемно обучать ребенка всевозможным навыкам и знаниям, то возможны следующие негативные последствия:

  • При отсутствии коммуникативных навыков и самостоятельной системы ценностей полученные знания становятся обузой.
  • Хорошо развитая техника чтения не дает понимания прочитанного текста.
  • Хороший уровень памяти заменяет мыслительные способности и умение находить решение в нестандартных ситуациях.
  • Освоение букв и цифр до 5-летнего возраста искажает процесс формирования предпосылок к школьному обучению, так как мозг не готов по разным параметрам усваивать графические символы как систему. Получается, что те функции, которые должны созреть именно в более раннем возрасте, разовьются недостаточно, отсюда сформируется когнитивный дефицит. Пример: в наш центр обратилась мама девочки 9 лет, которая обучала дочку чтению с трех лет по кубикам Зайцева. В результате применения методики без учета особенностей развития межполушарного взаимодействия и пространственных представлений у ребенка сформировалась дислексия и дисграфия.
  • Большой словарный запас иностранных слов сочетается с отсутствием понимания простых слов родного языка (кода ребенок не может сказать, что ему больно или хочет пить). В таких ситуациях часто происходит смешивание родного и изучаемого языка: «Мама, где мой swimwear?»

Таким образом, усиление когнитивных нагрузок на незрелый мозг ребенка без двигательной, сенсорной и игровой деятельности приводит исключительно к механистическому применению знаний. При высоких интеллектуальных показателях малыш может оказаться довольно беспомощным в быту – не уметь самостоятельно одеться или застегнуть курточку, не знать, что стоит подуть на горячее, чтобы не обжечься, и прочее. Также возможны нарушения зрения, концентрации внимания, работы головного мозга, общее угнетение психики и невротизация личности.

Занятия должны проходить по режиму. Это важно для синхронизации работы гипоталамо-гипофизарной системы (подкорковые отделы мозга, которые отвечают за уровень активности, мотивацию к деятельности, сон и бодрствование). Внешний ритм, в том числе и режим дня, становится опорой для формирования  внутренней системы знаков в будущем.

Режим с максимально распланированным днем становится особо актуальным в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что занятия в школе проводятся по определенному графику. Кроме того, в более старшем возрасте ребенку важно освоить регуляцию собственных потребностей, научиться сознательно направлять внимание и заниматься не всегда интересной, но нужной деятельностью. Для этого необходимо умение следовать расписанию, а способность волевого контролирования своего поведения появляется около 7 лет. Каждому возрасту нужен свой режим, так как на определенном этапе развития ребенка выполняются разные задачи, за ребенком осуществляется разной степени контроль.

Важным является разностороннее развитие, поэтому не стоит все время посвящать только чему-то одному (например, изучению языков или спорту). Рекомендуется одно занятие составлять из пятиминуток с изменением вида деятельности. Нельзя забывать о физическом развитии – гимнастика, плавание, танцы и др..

Оптимальным графиком будет от 2 до 4 занятий в неделю. В раннем возрасте лучше всего заниматься по 15 минут одним видом деятельности, а потом переключать внимание ребенка на другое занятие. Таким образом, он не будет перегружен обучением. Чем старше становится ребенок, тем дольше он сможет концентрироваться на одном деле.

При этом важно соблюсти разностороннее развитие, и, если в понедельник обучение посвящено языкам, то во вторник хорошо бы посетить бассейн, а в среду выучить новых животных и т.д. Главное, чтобы занятий не было чрезмерно много и они соответствовали уровню и интересам малыша. Также важно не перегружать  один анализатор. Лучше в раннем возрасте учить ребенка воспринимать все на слух. Сейчас идет большой перекос на зрение, а отделы мозга, отвечающие за зрительный анализатор, созревают позже, чем слуховые, поэтому возникает асинхрония. Прежде чем показывать изображение на картинке, сначала нужно дать увидеть предмет, животное, растение, фрукт и т.д. в реальности. Изображение – это уже определенный знак, а знаковая система формируется на основе живого сенсорного опыта.

Альтернатива раннему развитию

Наиболее важным в жизни ребенка является процесс игры, поэтому родители могут организовывать его день и всю деятельность таким образом, чтобы через игровую деятельность развивалась личность ребенка. Задача родителя состоит в том, чтобы обучить своего ребенка различать и выражать свои чувства, уметь взаимодействовать с социумом и понимать свои потребности. Ошибочно мнение, что если полностью составить график из занятий и развивающих методик, то личность будет более развитой. От родительской фигуры необходимо предоставление свободного времени для ассимиляции полученного опыта, возможности проявления спонтанности действий.

Актуальным остается вопрос, чтобы занятия с педагогом отличались от времени, проведенного с родителями. Названия улиц, животных, цветов и увеличение словарного запаса – задача педагога раннего развития. Задачи родителей сводятся прежде всего к следующим:

  • сенсомоторное развитие – игры и упражнения, где ребенок развивает различные виды чувствительности, учится ориентироваться в окружающем пространстве, развивает крупную и мелкую моторику;
  • развитие эмоционального интеллекта через называние и проговаривание собственных чувств, обозначение различных эмоциональных состояний самого ребенка;
  • убрать ограничения в проявлении творческих желаний (когда захотел рисовать, тогда пусть и рисует, ловит кузнечиков, месит глину) – чем больше у ребенка будет возможности заниматься тем, что интересно сейчас, а не тем, что предлагают взрослые, тем лучше потом работает воображение.

Родители должны изучать мир вместе с ребенком, показывать ему новых животных, имитировать окружающие звуки, объяснять различные свойства предметов. Только при таком взаимодействии возможно практическое применение полученных знаний. Обязательно должны быть элементы физической нагрузки (бег, ходьба по бревнам, лазанье и т.д.), а также телесного контакта (объятия, щекотка, качание на руках, подбрасывания вверх и пр.). Это необходимо для гармоничного развития всей личности и активизации естественной любознательности как основного движущего фактора развития.

Раннее изучение иностранных языков

Раннее изучение иностранных языков стоит обычно отдельным вопросом среди развития всех прочих навыков, поскольку существует мнение, что чем раньше начинается обучение, тем лучше ребенок овладевает дополнительным языком. Данное утверждение можно относить только к здоровым детям. В других случаях это может навредить развитию ребенка.

Противопоказано изучение иностранного языка детям с:

  • неврологическими нарушениями;
  • нарушением звукопроизношения и звуковосприятия.

При изучении второго языка существующие проблемы могут только усугубляться, поскольку те особенности произношения, которые являются нормой для иностранного языка, могут рассматриваться как дефект в родном.

Неврологическая патология часто дает ослабленную память, а поскольку язык в детстве запоминается механически, то эффективность таких занятий сводится к нулю. То, что было выучено на одном занятии, будет забыто к следующему, но ребенок потратит много сил и времени на запоминание новых слов.

Возможные негативные последствия изучения иностранного языка ребенка с неврологическими и логопедическими проблемами:

  • дислексия;
  • дисграфия;
  • нарушение произношения;
  • неправильное формирование артикуляционного аппарата;
  • перенапряжение нервной системы;
  • общее недоразвитие речи родного языка: низкий словарный запас, нарушение лексики, грамматики, звукопроизношения, фонематического слуха.

Положительное влияние от изучения иностранного языка возможно только у здоровых детей и при успешном овладении родной речью. Тогда иностранный язык помогает формировать новые нейронные связи, развивает второе полушарие и межполушарные связи (последние исследования мозга показали, что при общении на родном и иностранном языках у человека задействованы разные полушария головного мозга), расширяет круг общения, раскрывает новые горизонты, в том числе при выборе будущей профессии и места проживания, формирует мотивацию на дальнейшее изучение языков и даже поднимает самооценку и придает уверенность в себе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *