Данный материал написан под впечатлением от книги Брюса Перри и Майи Салавиц «Мальчик, которого растили как собаку».
Все описанные в ней случаи – реальные кейсы из практики психиатра, старшего научного сотрудника Академии детской травмы Брюса Перри. Книга стала методическим пособием для специалистов и описывает разработанную командой автора систему терапии детской травмы.
Автор приводит случаи психотравм, полученных в разном возрасте, отмечая, как время воздействия травмы отражается на развитии. Чем младше ребенок, тем более глобальные изменения происходят в мозге. В первые годы жизни критически важно формирование здоровой привязанности, которая станет «шаблоном памяти» для выстраивания взаимоотношений с людьми в будущем. Коммуникативно-эмоциональная сфера имеет свой сензитивный период. При эмоциональной депривации в раннем возрасте дети вырастают «эмоционально застывшими». Социопаты имеют разбалансированные стрессовые системы, которые откликаются лишь на экстремальную стимуляцию (поэтому детектор лжи не всегда регистрирует ложь, т.к. нет изменений психофизиологических показателей). Дети-сироты в детских домах имеют меньший объем мозга и окружность головы по сравнению со сверстниками.
Выделяют два типа реакций на стресс: гипервозбуждение и диссоциация («бей или беги» и «замри»). Вегетативная нервная система реагирует по-разному: в первом случае повышается частота сердечных сокращений (кстати, именно по ней Перри диагностировал факт, что ребенок пережил травму, в течение длительного времени у таких детей часто повышен показатель пульса), происходит выброс гормонов и питательных веществ в кровь, чтобы организм «сражался». Во втором случае происходит отток крови от конечностей к жизненно важным органам, выброс в кровь природных опиатов для обезболивания и защиты психики, на психическом уровне происходит застывание, торможение вплоть до обморока, пульс снижается. В большинстве травмирующих ситуаций происходит сочетание этих двух реакций для эффективного выживания в травме.
Если в течение долгого времени эти системы неоднократно активируются, это приводит к ряду эмоциональных поведенческих, когнитивных проблем. Реакции диссоциации и гипервозбуждения у травмированных детей очень похожи на СДВГ и оппозиционно-вызывающее расстройство. Дети с последствиями психотравм часто имеют соответствующий ярлык, обследуясь у врачей (примерно 30% от выборки детей с СДВГ относятся к травмированным).
В любом возрасте травма отключает лобную кору, оставляя лишь функции выживания. Продолжительный страх приводит к изменениям мозга, которые обуславливают импульсивное, агрессивное поведение и низкий уровень сострадания. Чем меньше используются кортикальные области, которые контролируют стресс (тормозная система), тем слабее они становятся.
Спокойному ребенку легче воспринимать информацию, его лобные доли работают полноценно. Чем более ребенок испуган или расстроен, тем более примитивным становится его поведение. Внимание его ухудшается, а восприятие сосредоточено на невербальных сигналах от окружающих людей (для считывания сигналов потенциальной опасности), а не на познавательном процессе. Такие дети не способны планировать и оценивать последствия своих действий. Они могут быть импульсивными и агрессивными.
Автор отмечает, что в руководстве DSM (американская номенклатура психических расстройств) нет категории, описывающей травму развития. Оно имеет описательный характер и делит людей на категории на основании симптомов, но не учитывает механизмов.
При психотравме развивается сенсибилизация – то есть эффект повышенной чувствительности мозга к будущим стимулам такого рода (именно поэтому дети подсознательно сосредоточены на невербальных сигналах от окружающих). Минимальные сигналы вызывают острую реакцию. ПТСР характеризуется неадекватной стойкостью ранее адаптивных реакций, которые были выработаны как механизмы приспособления к первоначальной стрессовой ситуации.
Чрезмерные реакции на новизну и стресс в результате сенсибилизации искажают когнитивную обработку (сужают «окно развития»). Чем уже «окно развития», тем меньшая доза новизны выводит ребенка из равновесия. Если входящая информация кажется нижним отделам мозга новой и незнакомой, она активирует стрессовую реакцию до того, как достигнет коры. Поэтому такие дети имеют проблемы в обучении и нарушения внимания.
Не все стрессы вредны. Автор сравнивает стрессовые системы мозга с мышцой, которую нужно накачивать. Вызовы и риски так же необходимы детям для развития, как и ощущение безопасности. Если у ребенка нет возможности испытать свои силы в преодолении незначительных рисков и принятии последствий своего выбора, он окажется не готов принимать более значительные решения в будущем. Мы должны разрешать детям идти путем проб и ошибок. Сопротивляемость стрессу формируется при минимальных предсказуемых стрессовых воздействиях в безопасной обстановке. Это укрепляет нейронную систему реагирования на стресс. Если система перегружена и работает на пределе возможностей, это приводит к дисфункции и дезорганизации, и наоборот. То, что травмирует одного человека, покажется незначительным для другого.
Терапия детской психотравмы
Долгое время не было служб, которые занимались бы реабилитацией детей после психологических травм. Брюс Перри и его команда создали «Модель поэтапной неврологической терапии» со своей системой диагностики. Для планирования вмешательства автор пользуется созданием картины функциональной организации мозга. В настоящее время в США проводят сертификацию специалистов по этой системе.
Для терапии психотравмы важно ощущение предсказуемости и контроля. Травмированные дети могут воссоздавать деструктивные паттерны для возвращения себе привычной предсказуемой обстановки. Ключевое значение имеет качество и количество здоровых отношений в жизни ребенка (как до, так и после травмы). Наиболее целительными в отношениях с терапевтом оказываются сами отношения как таковые.
Для детей с нарушением привязанности очень важен ритм как стволовая функция. Средняя частота укачивания младенца составляет примерно 80 раз в минуту, и это соответствует частоте сердцебиения здорового взрослого человека. В терапии травмы работа с ритмом может проходить на музыкальных и танцевальных занятиях. Для компенсации дефицита тактильной стимуляции в младенчестве используется массаж.
Важные мысли по поводу современного общества:
- Важность расширенной семьи для передачи опыта заботы о младенцах и формирования здоровой привязанности как фундамента психического здоровья.
- Способность к любви невозможно развить в изоляции от общества.
- Мы настолько боимся прикосновений с нездоровыми намерениями, что отказываемся удовлетворить потребность детей в физической ласке.
- Нельзя держать детей взаперти.
- Ради безопасности детей нам нужно формировать здоровые взаимоотношения с другими людьми.
- В стремлении сделать обучение детей насыщенным мы эмоционально опустошаем их (про систему образования).
- Постоянный акцент на конкуренции и материальном успехе вытесняет уроки сотрудничества и сопереживания, крайне важные для психического здоровья.
- Соперничество рождает жестокость, в результате чего мы имеет вспышки вооруженного насилия от изгоев.
- Для того, чтобы ребенок вырос добрым, щедрым и сочувственным, к нему нужно относиться точно так же.
Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.