Развитие пространственных представлений у детей

Пространственные представления — сложная психическая функция, которая складывается в результате синтеза информации от разных анализаторов в головном мозге.
Понимание грамматических категорий, времени, чтение географических карт, успешность в математике — это всё результат «работы» наших пространственных представлений. Свой вклад в их формирование вносит множество мозговых структур: и стволовые образования, и мозолистое тело, и нижнетеменная кора левого полушария, и правое полушарие.

Развитием и коррекцией пространственных представлений занимается преимущественно нейропсихолог.

Пространственные представления начинают созревать с момента рождения маленького человека, как только он знакомится с гравитацией. Вестибулярная и мышечно-суставная системы, а также «встроенная» программа примитивных младенческих рефлексов «настраивают» работу тела в трёх плоскостях (право/лево, верх/низ, перед/зад). Информация от внутренних сенсорных систем (вестибулярная, проприоцептивная, тактильная) в результате обработки мозгом складывается в так называемую схему тела. Это первый уровень развития пространственных представлений. Схема тела будет формироваться в течение дошкольного периода, а в первые два года жизни ребенок развивает именно сенсомоторный интеллект. Его тело — «мера всего» в раннем возрасте. Именно пальцы- первый счётный материал.

Постепенно младенец начинает больше обращать внимание на зрительные и слуховые («дистантные») стимулы. Происходит интеграция внутренней системы координат и информации от внешней среды («Если я бросил мячик, то через такое-то время он упадёт, и я услышу звук»). Здесь появляются понятия размера, количества, расстояния и времени (метрические и топологические представления). Они также активно развиваются в течение дошкольного возраста. Это уже следующий уровень развития пространственных представлений (тело как точка отсчёта и отношения с внешним объектом).

Огромный вклад в формирование пространственных представлений вносит межполушарное взаимодействие. И если для взрослых характерно нарушение пространственных представлений в результате поражения коры головного мозга, то для детей именно незрелость межполушарного взаимодействия часто приводит к несформированности пространственных представлений. Особенно это заметно на примере детей с агенезией и дисгенезией мозолистого тела. Межполушарное взаимодействие созревает также к школьному возрасту, и именно оно чаще всего «виновато» в зеркальности при написании букв и цифр у детей 5-8 лет. Вместе с созреванием межполушарного взаимодействия происходит и формирование координатных представлений, то есть внутреннее представление о системе координат (наличие вектора на письме, понимание отношений времени не только как повторяющегося цикла, как при смене сезонов, но и движения от прошлого к будущему). Это уровень 3.

Следующий уровень А.В. Семенович называет «Структурно-топологические представления», и он связан с представлением о структуре внешнего объекта. В норме с 8 лет он обеспечивается правым полушарием, как и взрослых.

И высший уровень в развитии представлений о пространстве – это проекционные представления. Они позволяют освоить черчение, геометрию, «увидеть» мысленно объемный объект с разных сторон, отразить его на плоскости в разных проекциях. Данный уровень созревает к 10-12 годам.

Важно понимать, что хоть эти уровни и перечислены «от простого к сложному», и «наслаиваются» друг над другом, в дошкольном возрасте их формирование идёт во многом параллельно. Ребенок изучает и возможности своего тела, и взаимодействует с внешними объектами, и расширяет свое понимание времени и пространства.

У детей работу по нейрокоррекции пространственных представлений в дошкольном и младшем школьном возрасте мы всегда будем начинать с работы с телом. Двигательная нейрокоррекция, работа со всеми тремя плоскостями и межполушарным взаимодействием обязательна, и лежит в основе более сложных пространственных уровней. И именно этим нейропсихолог отличается, например, от дефектолога или репетитора по математике.

Кроме того, очень важно также формировать «систему координат» на уровне общих представлений о себе и образа жизни: режим дня, понимание степени родства в семье, кто кому кем приходится, знать время суток (к 4 годам), времена года (к 5), дни недели – к 6, к 7 годам — месяцы; а также город, район, улицу, дом и номер квартиры. Очень часто дети без первичного дефицита ПП не ориентируются в таких базовых вещах именно из-за образа жизни.

Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

 

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Развитие пространственных представлений у детей
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]