Термин «Постуральный контроль» в классической отечественной нейропсихологии я не встречала ни разу. Приходится «подтягивать» информацию из смежных дисциплин – биомеханики, сенсорной интеграции. «Постура» — в переводе значит «поза». То есть мы говорим о контроле позы.
Чтобы разобраться в этой теме, важно понимать естественный моторный онтогенез ребенка. Поза и ее контроль возникают при взаимодействии с силами гравитации. Постепенно ребенок учится переворачиваться с живота на спину, со спины на живот, выходить в «пластуны», вставать на четвереньки, садиться, вставать у опоры, затем без опоры садиться и вставать из положения приседа, и далее – ходить. За обработку информации о взаимодействии с силами гравитации в нашей ЦНС отвечает вестибулярная система. Периферическая часть вестибулярного анализатора находится во внутреннем ухе и реагирует на положение головы. Вестибулярные ядра находятся в стволе головного мозга и имеют тесные связи с ретикулярной формацией и мозжечком, восходящие пути имеют выход в разные отделы коры (например, затылочную, которая связана со зрительным восприятием). Вестибулярная система на первом году жизни управляет постурой с помощью тонических рефлексов. То есть при изменении положения головы автоматически изменяется тонус мышц из соответствующей рефлекторной группы. При этом рефлексы включаются и выключаются последовательно, обеспечивая правильное моторное развитие. Сначала задействуются короткие мышечные цепочки, затем длинные (например, при ползании на четвереньках). К концу первого года жизни двигательный анализатор постепенно созревает и усложняется, движения становятся все более произвольными и свободными (при этом рефлексы принимают «зрелую» форму). Если вмешиваться искусственно в процесс раннего моторного онтогенеза (нефизиологичный массаж, который делают большинству детей, прыгунки, ходунки, долгое нахождение в автокресле, ранняя вертикализация, в том числе вождение за ручки), то можно нарушить задуманный природой механизм и обеспечить ребенка проблемами с осанкой и движением в будущем.
Второй анализатор, который имеет важнейшее значение для постурального контроля – приприоцептивный. Если вестибулярная система получает информацию о положении головы, то проприоцептивная — о положении тела. Ее рецепторы находятся в мышцах, суставах, сухожилиях. Проприоцептивную систему так и называют – «мышечно-суставное чувство». Ее пути также пролегают через вестибулярные ядра, а выход имеют в теменную кору головного мозга, постепенно формируя образ и схему тела, которые лежат в основе движения и формирования образа «Я». Для эффективного управления движением важно, чтобы мозг владел достаточной информацией о том, где и как будет происходить движение. Так, подавляющее большинство детей даже школьного возраста не в состоянии совершать изолированные движения только одной частью тела (только головой, только кистью и т.д.).
Признаки недостаточного постурального контроля у детей:
- Нарушения осанки и походки
- Неумение приседать с опорой на пятки
- Неумение сохранять стабильное положение стоя (ребенок постоянно перемещается, так ему проще поддерживать себя в вертикальном положении)
- Сидение в позе W после 2 лет
- Хождение на носочках
- Х-образные колени.
Часто бывает, что при нарушении постурального контроля образуются патологические компенсации (которые как раз указаны выше). Организм под воздействием гравитации стремится перераспределить нагрузку собственного веса по мере собственных возможностей, например, с помощью увеличения площади опоры. Вторично возникают ортопедические проблемы. Те отделы вертикали, которые должны быть мобильны – становятся неподвижными, и наоборот, появляется движение, искривление там, где его быть не должно.
Конечно, если ЦНС ребенка абсолютно здорова, то она имеет достаточный потенциал для компенсации последствий некорректного обращения в младенчестве. Но если у ребенка в анамнезе была гипоксия, асфиксия и другие формулировки, указывающие на неблагополучие ЦНС, то очень часто страдают именно стволовые структуры мозга. Нарушается обработка вестибулярной и проприоцептивной информации, постуральные рефлексы не обеспечивают правильное моторное развитие ребенка. Если еще добавить нефизиологичные вмешательства, то проблемы гарантированы.
При диагностике важно учесть другие врожденные проблемы, например, дисплазию соединительной ткани, для этого обязателен осмотр ортопеда и занятия с врачом ЛФК (который учтет все противопоказания к упражнениям).
Кого стоит посетить при признаках нарушенного постурального контроля:
- Ортопед
- Невролог
- ЛФК – занятия по показаниям (здесь есть оговорки, потому что «не все ЛФК одинаково полезны», на первом месте должны быть принципы моторного онтогенеза, затем уже различные упражнения типа «покрутить педали на тренажере»)
- Двигательный терапевт (легко сказать, да сложно сделать. Я пока в Питере ни одного двигательного терапевта, кто бы работал с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими особенности развития, не встретила)
- Остеопат
- Нейропсихолог
- Сенсорный терапевт
Не всегда нужны сразу все.
По поводу остеопатов, массажа и бассейна у меня сложилось такое мнение:
- Бассейн имеет свои плюсы для здоровья, но там нет нужной для формирования постурального контроля гравитации. Поэтому я его не включаю в список рекомендаций;
- Массаж – работа с мышечной периферией в пассивном состоянии не поможет включить нужные длинные мышечные цепи, убрать патологические компенсации и научить мозг обрабатывать вестибулярную информацию, но поможет ситуативно наладить тонус и насытить мозг ощущениями от тела.
- Остеопат – работает с патологическими компенсациями, знает про мышечные цепи и рефлексы, но это работа в пассиве. Может дать хорошие рекомендации по упражнениям (не все специалисты, но некоторые дают).
К сожалению, волшебной таблетки нет. Для активации функциональных связей на уровне мозга нам нужна максимально произвольная и активная работа. Поэтому остеопата подключаем, но в сочетании с активными занятиями.
Что делаю я как нейропсихолог на занятиях при нарушении постурального контроля?
- Упражнения по методу замещающего онтогенеза и по сенсомоторной коррекции положительно влияют на созревание двигательного анализатора, интеграцию рефлексов, улучшение обработки вестибулярной и проприоцептивной информации, а также активацию длинных мышечных цепей.
- Дополнительно я использую элементы сенсорной интеграции и знания, полученные на семинаре Г. Лупандиной-Болотовой (например, упражнения с приседом). Я не люблю сложное оборудование, поэтому в моем кабинете использую в основном различные нестабильные платформы (балансиры, мягкие блоки, ортоковрики, фитнес-кочки), фитбол. Также люблю работать с весом собственного тела ребенка (привет, гравитация).
- В качество домашнего задания некоторым детям даю упражнения по интеграции примитивных рефлексов (здесь важна регулярность и максимальная произвольность выполнения, на мой взгляд). Важно понимать, что мы не «лечим» рефлексы, а помогаем созревать нервной системе. Сами по себе рефлексы в их незрелой форме – лишь внешнее отражение внутреннего неблагополучия.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.