отдавать ли в детский сад

Отдавать ли ребенка в детский сад?

Для чего нужны детские сады? История появления детских садов

Понятие «детский сад» было введено немецким педагогом Фридрихом Фребелем в первой половине XiX века. Первый детский сад существовал на его собственные средства и средства членов его семьи. Основной посыл педагога состоял в том, что дети – цветы жизни и выращиваться они должны умелыми садовницами (отсюда и слово «сад»). Фридрих Фребель был за всестороннее развитие ребенка, но признавал, что начинать надо с физического развития, а познавательная и двигательная деятельность должна быть реализована через игру. Несмотря на критику идей Фребеля, он внес огромный вклад в мировую дошкольную педагогику.
В России первые детские сады появились во второй половине XIX века и были предназначены для детей зажиточных граждан. В садах могли обучаться дети обоего пола с 3 лет, основное направление деятельности заведений состояло в подготовке к школе. Вскоре появились и бесплатные детские сады, в которых воспитывались дети рабочих и служащих, а также дети-сироты.
В начале XX века детские сады были включены в систему народного образования. Они выполняли не только воспитательную и образовательную функцию, но и давали возможность родителям выйти на работу на полный рабочий день.
Во второй половине XX века в СССР появились ясли, куда принимали детей с 2-месячного возраста, а также группы продленного дня. Это было сделано для того, чтобы матери-труженицы могли активно работать и заниматься общественно-полезными делами.

Положительные стороны детских садов

Основная цель детских садов – предоставление возможности родителям вернуться к трудовой деятельности.

Но регулярное посещение ребенком детского сада дает и другие преимущества:

  • Социализация ребенка. Происходит благодаря взаимодействию со сверстниками и с чужими взрослыми. Ребенок приобретает навыки быть интересным и полезным другим детям и людям в целом, а также удерживать их внимание, взаимодействовать. Как правило, дети, которые посещали садик, реже испытывают трудности с установлением отношений с людьми в будущем. Также опыт общения в детском саду позитивно сказывается на самооценке и уверенности в себе.
  • Развитие бытовых навыков самообслуживания. Многие дети, начиная посещать детский сад, еще не умеют сами одеваться, мыть лицо и руки, вытирать их полотенцем, пользоваться горшком, самостоятельно есть. Всему этому им помогут научиться в детском саду.
  • Дошкольное образование. Речь прежде всего о повышении общего уровня осведомленности о внешнем мире. В детском саду изучают птиц, животных, насекомых, геометрические формы и многое-многое другое. Также ребенок учится прилежанию, сосредотачиваться на чем-то одном, не отвлекаясь на внешние раздражители. Кроме того, у детей формируются первоначальные творческие навыки и предпосылки учебных. Иногда в садах изучают иностранные языки. Все занятия происходят в виде игры, что соответствует возрасту ребенка.
  • Развитие самостоятельности. За счет того, что часть времени ребенок проводит без родителей, включаются механизмы сепарации, он учится сам решать возникающие проблемы и справляться с новыми ситуациями. Сюда также можно отнести развитие способности оценивать свои возможности и понимать, к кому и за какой помощью можно обратиться.
  • Эмоциональное развитие. В детском саду происходит много различных событий, контакты из группы переносятся в личную жизнь, в итоге ребенок получает большое количество разнообразных эмоциональных стимулов. Становятся знакомы и понятны многие собственные чувства, а присутствие других детей и их примеры дают возможность получить готовые стратегии проживания разных состояний.
  • Понимание правил и границ. Это также касается временных промежутков и соблюдения режима, что пригодится в дальнейшей жизни. В то же время ребенок учится понимать и уважать чужие личностные границы и требования, понимает, что вседозволенность отсутствует, есть старшие. Это корректирует поведение и развивает понимание того, как можно и как нельзя поступать с окружающими.
  • Установка режима. Это очень важно для развития мозга ребенка, так как внешний повторяющийся ритм помогает в усвоении знаковых систем, в том числе речи. Также режим нужен для правильной работы подкорковых структур – функционального блока мозга, отвечающего за тонус и бодрствование, эмоциональное реагирование, мотивацию к деятельности и внимание.

Минусы дошкольных учреждений

При всех положительных моментах детского сада групповое воспитание и обучение имеет и ряд существенных минусов, которые необходимо учитывать.

Самый серьезный недостаток детского сада для многих детей заключается в том, что на адаптацию к новым условиям организм и психика ребенка тратят так много энергии, что частота заболеваний у него увеличивается. Помимо того, что скопление людей вызывает эпидемиологическую ситуацию, еще и ослабленный стрессом организм ребенка легко подхватывает любую инфекцию. Этот момент имеет смысл перетерпеть, так как после первого года посещения детского сада частые болезни прекращаются и трудностей больше не происходит. Зато те, кого не отдавали в садик, начинают болеть первый год в школе, что может негативно отразиться на успеваемости в учебе.

Оценивая необходимость отдавать ребенка в детский сад, необходимо учитывать следующие негативные моменты:

  • Тяжелая адаптация. Есть дети, которые очень тяжело адаптируются, испытывают сильный стресс по разным причинам – не нравится воспитатель, группа, неприятности дома. Также дети могут болезненно переживать отлучение от груди либо у них не произошла сепарация от родителей. Бывает, что стресс создают несколько причин одновременно.
  • Частые болезни. Ребенок приносит вирусы домой, где, возможно, есть младшие братья/сестры, которые тоже заболевают. Обычно за первый год пребывания в садике это проходит, зато в школе этот ребенок болеет меньше.
  • Отношение персонала. Обычно воспитатели и нянечки относятся к общению и взаимодействию с детьми как к выполнению обязанностей на работе. Поэтому родителям следует убедиться, что педагоги в саду адекватные либо искать другие варианты.
  • Отсутствие индивидуального подхода в развивающих занятиях. Это касается не только государственных садов, работающих по одной системе уже много десятилетий, но также и закономерно для любых других. В группе детей невозможно составить программу, учитывающую индивидуальные потребности каждого, поэтому педагоги ко всем относятся одинаково и работают по усредненному направлению.
  • Качество воспитания и социального взаимодействия. Отдавая ребенка в детский сад, никто заранее не знает, какой контингент в группе, а в раннем возрасте дети быстро начинают копировать поведение других. Так в речи ребенка появляются ругательства или он может изменить свое поведение в нежелательную сторону.
  • Переутомление. При проведении целого дня среди сверстников истощается нервная система ребенка, у ребенка дома наблюдается перевозбуждение и непослушание. Для развития в раннем детстве достаточно пары часов общения с другими детьми. Чем старше становится ребенок, тем более он чувствует потребность в проведении времени в коллективе.
  • Питание. Любая еда, готовящаяся вне дома, требует привыкания, поэтому первое время возможны отказы от пищи. Характерным для детей является выбор знакомых продуктов. Поэтому те, кто только пришел в детский сад, часто едят только хлеб, потому что дома не видели творожных запеканок и молочных супов с макаронами. Также важную роль играют вкусовые пристрастия родителей либо проблемы со здоровьем у ребенка. К примеру, родители-веганы не хотят, чтобы их детей кормили мясом и другими продуктами животного происхождения. Если у ребенка имеется аллергия на определенные продукты, требуется официальное заключение от врача-аллерголога, что ребенку нельзя и чем конкретно можно заменить.

Каждая семья должна индивидуально принимать решение о том, стоит ли отдавать ребенка в детский сад и если да, то в какой именно. Мы лишь призываем к тому, чтобы решение было взвешенным. Главным показателем принятия правильного решения будет состояние ребенка – если период адаптации к детскому саду продлился недолго, а ребенок ходит в сад с хорошим настроением, с удовольствием рассказывает, как он проводит там время, все идет как надо!

Если же ребенок ходит в сад со слезами, не хочет расставаться с родителями, стал нервным, агрессивным или наоборот, замыкается в себе, вновь стал писаться в штаны, имеет смысл пообщаться с воспитателями и обратиться к детскому психологу. Бывает, что процесс адаптации к детскому саду по непонятным для родителей причинам затягивается на длительное время. Разобраться в поведении ребенка, в его чувствах и эмоциях помогут квалифицированные специалисты.
Автор: детский и подростковый психолог Чикунова С.П.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *