Нормы техники чтения

Нормы техники чтения

Закончилась третья четверть, а это значит, что ко мне на нейропсихологические диагностики и консультации «потянулись» младшие школьники.

Несколько недавних запросов были связаны с медленным чтением. Родителям обычно трудно объективно оценить уровень чтения ребенка.

Техническую сторону навыка чтения оценивают по скорости, способу и количеству ошибок.

По результатам исследования М.Н. Русецкой (2007г) скорость чтения у детей в России в норме:

1 класс – от 20 слов в минуту (средняя 43)

2 класс — от 40 слов в минуту (средняя 70)

3 класс – от 43 слов в минуту (средняя 77)

4 класс – от 58 слов в минуту (средняя 84)

Нормы чтения по ФГОС несколько отличаются от этих цифр, к примеру, во втором полугодии первого класса скорость чтения ниже 25 слов в минуту оценивается как «2».

При этом к концу 1го класса дети должны овладеть плавным послоговым чтением, к концу 2го класса – синтетическим чтением с переходом на послоговой способ в трудным словах, а в 3-4 классах дети должны перейти на беглое чтение.

Кроме техники чтения важное значение имеет понимание смысла прочитанного, способность выделить основную мысль.

Функциональная система чтения с точки зрения нейропсихологии очень сложна, и включает большой набор компонентов:

  • Энергетическое обеспечение процесса – нейродинамика;
  • Произвольное внимание и самоконтроль;
  • Зрительно-моторная координация, которая связана с вестибулярной системой;
  • Серийная организация движений;
  • Зрительно-пространственное восприятие;
  • Фонематическое восприятие;
  • Артикуляционно-кинестетический компонент;
  • Лексико-грамматические представления;
  • Межполушарное взаимодействие.

При несформированности любого из этих компонентов формирование навыка чтения может пострадать.

Важно помнить, что не любые проблемы с чтением будут являться дислексией. Мы можем говорить о наличии дислексии у ребенка, если он имеет стойкие трудности формирования навыка чтения и отставание по показателям чтения относительно возрастной нормы примерно на два года при сохранном интеллекте. То есть установить дислексию мы можем со II полугодия второго класса. Но это не значит, что не нужно заниматься профилактикой и коррекцией уже имеющихся трудностей в более раннем возрасте.

Пример из практики. Семья обратилась по поводу замедленного чтения у ребенка, второй класс. По результатам обследования выявлен дефицит нейродинамики (выраженная истощаемость, сниженный уровень работоспособности) в сочетании с нарушением речевого дыхания на фоне хронического аденоидита, также я предположила наличие миофункциональных изменений артикуляционного аппарата (которые по современной статистике развиваются уже начиная со 2 степени аденоидита). Ребенок читает целыми словами с переходом на послоговое чтение в длинных словах с минимальных количеством ошибок, понимает смысл прочитанного (в данном случае это не дислексия). В тетрадях по письму отмечаются дисграфические ошибки регуляторного типа (то, что в народе называется «по невнимательности»), а также характерное графическое растягивание слов. В данном случае процессы чтения и письма страдают от нарушения процессов энергообеспечения коры головного мозга, и коррекция должна быть направлена в первую очередь на повышение и стабилизацию уровня психической работоспособности, а не тренировку техники чтения/письма. Акцент на скорости чтения такого ребенка скорее невротизирует, чем улучшит его показатели.

Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Нормы техники чтения
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]