Нельзя просто так взять и описать нормы развития, потому что они в разных источниках разные! Поэтому не буду ни с кем спорить, напишу из своего опыта (естественно, сверяясь с источниками, с которыми я согласна).
Коммуникация и эмоциональное развитие. К 2 годам должно быть:
- Есть социальные жесты (пока-пока итд).
- Показывает и предлагает для игры свою игрушку взрослому.
- Проявляет нежность к игрушкам (кукле, мягкой игрушке): гладит, обнимает, целует.
- Узнает и бежит навстречу близкому человеку.
- Может играть самостоятельно какое-то время, при этом игра носит осмысленный характер с элементами сюжета (подражание взрослым): одевать куклу, завозить машинку в гараж, класть игрушку спать, «подметать», «готовить».
- Обращается со словесной просьбой к взрослому (НЕ действует рукой взрослого).
- Понимает запреты (хотя не всегда способен их соблюдать).
- Показывает на себе части тела по просьбе (глазки, носик, ушки итд).
- Выражает отказ мотанием головы или словом «нет» (регулярно).
Самообслуживание.
- Осознанно пользуется горшком во время бодрствования.
- Умеет снимать некоторые элементы одежды (ботинки, штаны, носки, трусы).
- Расстегивает молнию на одежде, действуя двумя руками.
- Пьет из чашки.
- Ест самостоятельно.
Речевое развитие. Экспрессивная речь.
- Активный словарный запас у девочек в диапазоне 81-252 слов и выше; у мальчиков в диапазоне 40-155 слов и выше (норма на возраст ровно 24 мес.). К 30 месяцам норма у девочек: 290-505 слов; у мальчиков: 199-427 слов и выше.
- Слоговая структура слова: в 2-2.5 года ребенок начинает произносить трехсложные, а затем и четырехсложные слова.
- Появляется первое словообразование (словотворчество).
- Появляются различные части речи (глаголы, прилагательные, местоимения, первые числительные, наречия).
- Появляются первые грамматические категории (падеж, число, время, род, вид), но употребляться могут с ошибками.
- Освоение служебных частей речи (предлоги, союзы).
- Усвоение мужского и женского родов 1 и 2 склонения.
- Появляются двух-трехсоставные предложения.
- Употребляет слова «это», «какой», «пусть», «давай».
- Ребенок задает вопросы (вступает в диалог).
Речевое развитие. Импрессивная речь.
- Ребенок понимает названия предметов, игрушек, способен показать их на сюжетной картинке.
- Понимает названия действий в различных ситуациях.
- Понимает двухступенчатую инструкцию.
- Понимает простые прочитанные тексты (сказки, стишки).
- Понимает «один/много», «большой/маленький».
Моторика.
- Может положить макаронинку/изюминку в бутылку.
- Захват пишущего предмета – дигитальный пронационный, это захват, при котором используются все пальцы кисти, при этом они опущены вниз, ребенок действует всей рукой.
- Может пройти 5 шагов спиной вперед.
- Пинает ногой мячик, не падая.
- Самостоятельно поднимается по ступенькам приставными шагами, не держась за перила.
- Умеет приседать на корточки и вставать без опоры. Может играть, сидя на корточках.
- Умеет прыгать на двух ногах.
- Поднимается по небольшой лесенке с перекладинами (например, на горку).
- Может пройти небольшое расстояние на носочках (примерно 3 метра).
- Спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила, а после 2.5 лет – спускается по ступеням, не держась на перила.
- После 2.5 лет – удерживает равновесие, стоя с закрытыми глазами, 10 секунд.
Познавательное развитие.
- Удерживает внимание в рамках задания около 8-10 минут.
- Разбирает и складывает двухсоставную матрёшку, а после 2.5 лет – трехсоставную.
- Разбирает и собирает пирамидку из 3 колец без учёта размера; а после 2.5 лет – из 4 колец с учётом размера.
- Находит одинаковые картинки их нескольких предложенных.
- Соотносит предметы по 3-4 основным цветам.
- Складывает разрезные картинки (не пазлы) из 2-3 частей.
- Способен повторить за взрослым построение фигурки из 2-3 палочек.
- Умеет рисовать окружность, линии.
- Сортирует игрушки на 2 группы, например, транспорт и животные.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.