Нейропсихологические упражнения – это комплекс определенных заданий для ребенка, задействующих конкретные компоненты психической деятельности и способствующих достижению поставленной цели.
Такие упражнения применяются в рамках коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим трудности в обучении или в поведении. Основным отличием такой работы от классического понимания обучения выступает конечная цель такой работы. Конечной целью обучения является приобретение знаний, навыков, тогда как конечной целью коррекционно-развивающей работы является формирование функциональной системы, т.е. той системы, на которую обучение будет потом «опираться». К таким системам относятся произвольная регуляция и контроль, пространственные и квазипространственные представления, фонематический и кинестетический анализ и синтез, объем и распределение внимания, а также межполушарные взаимодействия этих систем.
В нейропсихологии, по теории А.Р.Лурия о системно-динамической локализации высших психических функций, выделяют три блока мозга:
- первый блок – энергетический, обеспечивает поддержание коры головного мозга в тонусе, рабочем состоянии.
- Второй блок – информационный, собирает и структурирует информацию от всех анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической.
- Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля, управляет всеми произвольными (волевыми) процессами.
Каждый из этих блоков принимает участие во всех психических функциях. Таким образом, для любых упражнений, направленных на развитие какой-либо психической функции, необходимо достаточно хорошо развитое произвольное внимание и достаточный уровень работоспособности.
Нейропсихологические упражнения, направленные на развитие речи
В нейропсихологии принято разделять речь на два вида: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь — это восприятие звуков речи, понимание слова, фразы, а также понимание прочитанного.
Экспрессивная речь — это артикуляция звуков, произнесение слов, предложений, построение рассказа, а также чтение вслух и письмо.
Примеры нейроупражнений для развития речи
Упражнение «Я знаю пять…» — для детей дошкольного возраста от 3 лет.
Взрослый и ребенок заранее договариваются, на какую тему они будут называть слова, например, цвета. Взрослый кидает ребенку мяч, называя цвет, далее тоже делает ребенок. Повторяться нельзя.
Игра направлена на увеличение словарного запаса, закрепление лексических тем в детском саду. По мере взросления ребенка темы можно усложнять.
Игра подходит детям, у которых наблюдаются трудности с подбором слов.
Упражнение «Заколдованные слова» — для детей школьного возраста от 7 лет.
Взрослый пишет несколько слов, переставляя в них буквы местами, и предлагает ребенку разгадать эти слова. Если это окажется трудным, то взрослый «шифрует» названия трех предметов, которые ребенок может видеть вокруг себя, сообщая ему об этом. Эти предметы будут служить ребенку подсказками. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.
Игра способствует формированию образа слова, расширению словарного запаса, а также развитию пространственных представлений.
Ее можно использовать с детьми, которые допускают ошибки в написании слов.
Нейропсихологические упражнения, направленные на развитие памяти
В психологии существует несколько классификаций памяти:
- по длительности хранения (кратковременная, оперативная и долговременная)
- по характеру запоминаемого материала (моторная, эмоциональная, образная, вербальная)
- по модальности запоминания (зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, вкусовая, обонятельная, пространственная)
- по характеру цели запоминания (произвольная, непроизвольная).
Примеры нейроупражнений для развития памяти
Упражнение «День рождения» — для детей дошкольного возраста от 3 лет.
Взрослый рассаживает перед ребенком несколько игрушек (от 4 и более). Вместе они раскладывают перед каждым гостем посуду. Ребенку дается время на запоминание всех гостей, кто и где сидел. Далее взрослый прячет/меняет гостя, пока ребенок этого не видит. Задача ребенка – найти гостя, который сел не на свое место. Как усложнение можно менять положение посуды или еды в ней, увеличивать кол-во гостей.
Игра направлена на развитие зрительной памяти, избирательности запоминания.
Упражнение «Школа роботов» — для детей школьного возраста от 7 лет.
Ребенок, оказавшись в школе роботов, получает задание объяснить им, что обозначают разные слова. Взрослый дает список слов, задача ребенка рассказать, что он чувствует, слышит, видит, когда представляет себе этот предмет. После описания всех слов из списка ребенку предлагается вспомнить все, что он слышал, видел и чувствовал и назвать все слова из списка.
Упражнение направлено на улучшение запоминания с помощью разных модальностей и установлению логических связей между ними.
Нейропсихологические упражнения, направленные на развитие мышления
Мышление – сложный психический процесс отражения действительности. Для человека мало просто видеть, слышать и чувствовать, нужно выйти за пределы конкретных образов на уровень абстрагирования, оперирования понятиями, установки логических связей между явлениями. Выделяют следующие операции мышления: классификация, обобщение, сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, выведение аналогий.
Примеры нейроупражнений для развития мышления
Упражнение «Найди похожее» — для детей дошкольного возраста от 3 лет.
Ребенку предлагаются карточки с нарисованными предметами или сами предметы и дается задание найти в них общий признак. Например, все большие/маленькие, все полосатые, все мягкие или любой другой.
Игра способствует развитию способности к выделению общих признаков и группировке объектов по нему.
Упражнение «Без чего не бывает…» — для детей школьного возраста от 7 лет.
Ребенку дается слово, например, «сад» и потом еще ряд слов, например, «растение», «садовник», «собака», «забор», «земля» и предлагается выбрать из них два наиболее полно отражающих понятие первого слова («растение» и «земля»). Важно проговорить с ребенком, почему именно эти слова важные, а остальные второстепенные.
Упражнение направлено на формирование анализа значимых и незначимых признаков понятий.
Особенности развития психических функций ребенка и специфика работы с разными группами детей
Существует такое понятие, как гетерохрония развития. Оно обозначает, что функциональные системы мозга ребенка развиваются не равномерно. Одни формируются чуть позже, другие — чуть раньше. Также дело обстоит и с нарушением функций. Они не нарушаются все и одновременно. Остаются сохранные звенья, на которые в дальнейшем можно опираться в работе. Таким образом, в каждом возрастном периоде мы будем наблюдать разные уровни развития базисных компонентов функциональных систем и самих психических функций, таких как речь, память, мышление.
Немаловажным аспектом в работе нейропсихологов является отношение семьи к проблемам ребенка. Для ребенка любого возраста (от малышей до подростков) очень важно быть принятым и понятым вне зависимости от его проблем. Сплоченность семьи против проблемы будет дополнительным мотивирующим фактором для работы. Включенность родителей в процесс коррекционно-развивающей работы будет определять степень ее успешности в том числе.
Форма занятия для разных возрастных групп будет отличаться. Так как для дошкольников ведущей деятельностью является игра, то и занятия будут проходить в игровой форме. При этом и для школьников, и для дошкольников важна эмоциональная вовлеченность в процесс занятия. Она будет повышать работоспособность естественным образом. Ребенок будет получать удовольствие от взаимодействия со взрослым, а значит, будет мотивирован для работы.
Для того, чтобы определить уровень работы всех компонентов психической деятельности, специалист перед составлением коррекционной программы проводит нейропсихологическую диагностику. По ее результатам определяются наиболее актуальные мишени коррекционно-развивающей работы для конкретного ребенка. На самых первых этапах важнейшей задачей выступает установление контакта с ребенком. Его возраст, уровень развития, уровень мотивированности и готовности сотрудничать, его интересы и эмоциональные особенности, а также способность выдерживать нагрузки будут определять ход дальнейшей работы с ним. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к ребенку.
Записаться на занятия с нейропсихологом или на нейродиагностику можно по телефону 8964-342-47-02 или оставив заявку на сайте.