Неврозы у детей

Неврозы у детей

Ко мне очень часто обращаются семьи с жалобами на эмоциональные и поведенческие трудности детей при достаточном уровне познавательного развития. Например, ребенок грызет ногти, расчесывает кожу до крови, вырывает брови/ресницы/волосы. Также наблюдаю детей с энурезом, энкопрезом, тиками, заиканием. Несколько раз ко мне приводили детей с явными признаками детской депрессии.
При этом данные симптомы сами по себе редко являются поводом для обращения, а «всплывают» в процессе сбора анамнеза.
Исследователи отмечают, что истинную распространенность невротических расстройств у детей мы можем лишь предполагать, т.к. семьи далеко не всегда обращаются за помощью. Может пройти много лет, прежде чем ребенка приведут на прием к профильному специалисту.

Невроз — это психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д., 1990г.). «Психогенное» — значит вызванное внешними, психологическими причинами. Неврозы относят к пограничной или т.н. «малой» психиатрии, т.е. они лежат на границе между здоровьем и болезнью.

Неврозы у детей отличаются преобладанием соматовегетативных и двигательных расстройств. При этом исследователи выделяют несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:
1. Соматовегетативный (0-3 года). Это значит, что в раннем возрасте ребенок в большей степени реагирует на стресс «телом» и сбоями в работе внутренних органов.
2. Психомоторный (3-7 лет). Здесь мы видим множество навязчивых движений, тиков итд. Жевание козявок, грызение ногтей, расковыривание болячек, выдергивание волос, зажмуривания, покашливания, трогание гениталий.
3. Аффективный (7-11 лет). В данном возрасте мы уже говорим о нестабильности преимущественно в эмоциональной сфере, но осознание причин невроза, сути внутреннего психологического конфликта еще не всегда доступно в силу несформированности абстрактного мышления, неспособности в полной мере к рефлексии.
4. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Это наиболее высокий функциональный уровень, когда подростку доступна рефлексия, осознание причин психологического конфликта. Здесь включаются «взрослые» психологические защиты.

Ведущие источники психогенных расстройств у детей — это семейные взаимоотношения и негармоничное воспитание (до 90% по данным ученых). При этом бОльшая опасность невротизации достается первенцу — старшему ребенку в семье, у которого более низкая адаптивность по сравнению с последующими детьми в семье.

В основе невроза лежит механизм стресса, то есть столкновение с ситуацией, требующей переработки со стороны психики (психотравмой). Психотравма — это не всегда что-то страшное. У моих клиентов триггером мог стать, например, детский сад. Психика не справилась с нагрузкой, что и повлекло за собой развитие невротического типа реагирования.

Новые обстоятельства -> стресс (активация механизмов адаптации психики) -> фрустрация (столкновение противоположных мотивов, например, надо ходить в детский сад, но не сформированы соответствующие компетенции, и нет нужного уровня зрелости) ->истощение ресурсов психики (дистресс) -> формирование патологического стереотипа со стороны психики для снятия напряжения.

Это очень упрощенная схема, как правило, всегда примешиваются нюансы семейной системы и психики родителей (больше мамы, т.к. с ней связь у ребенка теснее). Я намеренно взяла пример нейтральный, с садиком.

Нейрофизиологической основой стресса являются изменения функционального состояния лимбической системы и гипоталамуса. Гипоталамус является высшим центром вегетативной нервной системы (то есть управляет деятельностью внутренних органов). Активация гипоталамуса при стрессе запускает сложную цепочку гормональных преобразований, усиливающую обменные процессы. В том числе активируется симпато-адреналовая система, из мозгового слоя надпочечников выделяется норадреналин и адреналин. В результате учащаются сердечные сокращения, происходит перераспределение крови от периферии к жизненно важным органам, учащается дыхание, происходит активация психической деятельности. С нейрофизиологической точки зрения длительное воздействие стресса вызывает перенапряжение механизмов психической адаптации, что может привести к истощению процессов управления и регуляции, перенапряжению, астенизации и далее — развитию невроза.
В норме состояние активации психики и релаксации чередуются. При дистрессе происходит нарушение этого баланса. В результате в том числе нарушается работа внутренних органов.

Семья в связи с детским неврозом выступает как «двойной агент»: с одной стороны, семья формирует адаптационные ресурсы психики и саму личность ребенка (здесь и чувство базовой безопасности и доверия к миру, и различные копинг-стратегии, и контейнирование, и отражение ребенка), с другой – сама семья может быть источником стресса и психологического конфликта. И, поскольку психика родителей также включает свои защиты, сознательному анализу со стороны взрослого, как правило, эти процессы неподвластны.

По моим наблюдениям, чаще при возникновении симптомов невроза у ребенка семья обращается к врачу-неврологу, который назначает медикаментозное лечение. При этом редко кто в рекомендациях указывает работу с психологом.

В случае невроза наиболее эффективна психотерапия. Поскольку в большинстве случаев невротизация ребенка связана с семейными факторами, часто необходима работа с психологом маме (или обоим родителям). Психотерапия не равно визит к психологу в детском саду/ППМС-центре (очень часто встречаю такие случаи), они не проводят психотерапию. У них свои задачи в работе.

В нашем центре ведет прием квалифицированный психолог, имеющий опыт работы с невротическими нарушениями у детей: Ярмош Александра Владимировна

В последующих постах будем разбирать различные группы невротических расстройств.

Клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию психолога позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:

[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp»]Телеграм

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".