Мелкая моторика и речь

Мелкая моторика и речь

Раньше было популярно мнение, что для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, нужно развивать мелкую моторику: нанизывать бусинки, собирать мозаику, играть с макаронами и крупой.

Это убеждение было основано на том, что моторные зоны коры головного мозга, обеспечивающие речь и произвольные движения пальцев рук расположены рядом. Сейчас очень громко оспаривается такое мнение, мол, речь не зависит от мелкой моторики.

 

Где же правда?

 

  • Если вспомнить «гомункулуса» Пенфилда (в галерее), то можно увидеть, что наибольшее представительство в коре действительно имеют органы артикуляции и кисти рук (по отношению ко всему телу).
  • У детей с артикуляционной диспраксией (то есть несформированностью моторного компонента речевого акта) при обследовании в большинстве случаев обнаруживается несформированность пальцевого и кистевого праксиса (и кинестетического, и кинетического компонентов – в разном соотношении).
  • В онтогенезе у младенцев с рождения наблюдается тесная функциональная связь рта и рук, которая обеспечивается рядом рефлексов. У детей раннего возраста орально-мануальная зона коры не дифференцирована. Пока поля коры, иннервирующие оральную зону, не созреют для речевой функции (а соответствующие оральные рефлексы не угаснут), манипуляции с предметами не будут возможны без включения области рта. Отсюда берут своё начало так называемые оральные синкинезии, которые можно наблюдать даже у взрослых.
  • Как в филогенезе, так и в онтогенезе рот выполняет сначала манипулятивную, исследовательскую функцию (помимо приема пищи). Постепенно по мере вертикализации рот «освобождается» для речи, а мануальный праксис совершенствуется. В возрасте около 18 мес. с появлением навыка манипулирования более сложными инструментами дети перестают исследовать предметы с помощью рта. Происходит дифференциация соответствующих областей коры. Оральные рефлексы угасают, в речи происходит качественный скачок.
  • У детей с выраженными задержками, умственной отсталостью продолжают исследовать предметы ртом. Также оральные рефлексы могут сохраняться у детей с речевыми задержками, дизартрией, ДЦП.
  • У детей с сохранившимися соответствующими рефлексами также обнаруживается мануальная диспраксия, что может проявляется, например, в нарушениях почерка.

Поэтому необходимо в коррекции учитывать существование функциональной петли «руки-рот», уметь диагностировать соответствующие рефлексы. Для их гашения используются специальные упражнения, хотя существующие пальчиковые гимнастики и подобные методики также положительно влияют на результат.

 

29 апреля в 19-00 состоится вебинар “Рефлексы рта, рук и головы. Оральные автоматизмы” (ведущая – Васильева Юлия Владимировна).

 

На вебинаре ответим на вопросы:

 

  • Что такое примитивные рефлексы
  • Какие рефлексы относятся к оральным автоматизмам (рассмотрим сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина)
  • Подробно разберем рефлексы рук (хватательный, ладонно-ротовой, парашютный)
  • Что такое реакции выпрямления и зачем они нужны
  • Признаки и последствия неинтегрированности рефлексов
  • А также разберём упражнения по интеграции указанных рефлексов.

 

Кому будет полезно?

 

– Специалистам, работающим с детьми с выраженной степенью задержки (ДЦП, умственная отсталость)

– Специалистам, работающим с дизартрией, дисграфией, задержкой речевого развития, дислалией

– Родителям детей, у которых есть проблемы с развитием речи, артикуляцией

 

Чем полезен вебинар?

 

Специалисты смогут узнать признаки неугасших рефлексов, как проводить пробы для проверки, а также использовать упражнения по интеграции.

 

Родители смогут определить, есть ли у их ребенка признаки неугасших рефлексов и получить рекомендации для их интеграции.

 

Стоимость:

При оплате до 23 апреля включительно – 1500р

При оплате с 24 апреля 2000р

 

Упражнения и пробы будут представлены прямо во время вебинара.

 

Для записи пишите в комментариях или сразу в директ.

 

Вебинар пройдет на площадке zoom, доступ к записи будет открыт на две недели.

 

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".