Раньше было популярно мнение, что для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, нужно развивать мелкую моторику: нанизывать бусинки, собирать мозаику, играть с макаронами и крупой.
Это убеждение было основано на том, что моторные зоны коры головного мозга, обеспечивающие речь и произвольные движения пальцев рук расположены рядом. Сейчас очень громко оспаривается такое мнение, мол, речь не зависит от мелкой моторики.
Где же правда?
- Если вспомнить «гомункулуса» Пенфилда (в галерее), то можно увидеть, что наибольшее представительство в коре действительно имеют органы артикуляции и кисти рук (по отношению ко всему телу).
- У детей с артикуляционной диспраксией (то есть несформированностью моторного компонента речевого акта) при обследовании в большинстве случаев обнаруживается несформированность пальцевого и кистевого праксиса (и кинестетического, и кинетического компонентов – в разном соотношении).
- В онтогенезе у младенцев с рождения наблюдается тесная функциональная связь рта и рук, которая обеспечивается рядом рефлексов. У детей раннего возраста орально-мануальная зона коры не дифференцирована. Пока поля коры, иннервирующие оральную зону, не созреют для речевой функции (а соответствующие оральные рефлексы не угаснут), манипуляции с предметами не будут возможны без включения области рта. Отсюда берут своё начало так называемые оральные синкинезии, которые можно наблюдать даже у взрослых.
- Как в филогенезе, так и в онтогенезе рот выполняет сначала манипулятивную, исследовательскую функцию (помимо приема пищи). Постепенно по мере вертикализации рот «освобождается» для речи, а мануальный праксис совершенствуется. В возрасте около 18 мес. с появлением навыка манипулирования более сложными инструментами дети перестают исследовать предметы с помощью рта. Происходит дифференциация соответствующих областей коры. Оральные рефлексы угасают, в речи происходит качественный скачок.
- У детей с выраженными задержками, умственной отсталостью продолжают исследовать предметы ртом. Также оральные рефлексы могут сохраняться у детей с речевыми задержками, дизартрией, ДЦП.
- У детей с сохранившимися соответствующими рефлексами также обнаруживается мануальная диспраксия, что может проявляется, например, в нарушениях почерка.
Поэтому необходимо в коррекции учитывать существование функциональной петли «руки-рот», уметь диагностировать соответствующие рефлексы. Для их гашения используются специальные упражнения, хотя существующие пальчиковые гимнастики и подобные методики также положительно влияют на результат.
29 апреля в 19-00 состоится вебинар «Рефлексы рта, рук и головы. Оральные автоматизмы» (ведущая – Васильева Юлия Владимировна).
На вебинаре ответим на вопросы:
- Что такое примитивные рефлексы
- Какие рефлексы относятся к оральным автоматизмам (рассмотрим сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина)
- Подробно разберем рефлексы рук (хватательный, ладонно-ротовой, парашютный)
- Что такое реакции выпрямления и зачем они нужны
- Признаки и последствия неинтегрированности рефлексов
- А также разберём упражнения по интеграции указанных рефлексов.
Кому будет полезно?
— Специалистам, работающим с детьми с выраженной степенью задержки (ДЦП, умственная отсталость)
— Специалистам, работающим с дизартрией, дисграфией, задержкой речевого развития, дислалией
— Родителям детей, у которых есть проблемы с развитием речи, артикуляцией
Чем полезен вебинар?
Специалисты смогут узнать признаки неугасших рефлексов, как проводить пробы для проверки, а также использовать упражнения по интеграции.
Родители смогут определить, есть ли у их ребенка признаки неугасших рефлексов и получить рекомендации для их интеграции.
Стоимость:
При оплате до 23 апреля включительно – 1500р
При оплате с 24 апреля 2000р
Упражнения и пробы будут представлены прямо во время вебинара.
Для записи пишите в комментариях или сразу в директ.
Вебинар пройдет на площадке zoom, доступ к записи будет открыт на две недели.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.