«Мама-терапия» — метод доктора Драпкина

Всё началось с того, что одна знакомая мне рассказала, как она проводит сеансы «мама-терапии», которым её обучил логопед. Методика «мама-терапии» заключается в следующем. Мама должна каждую ночь садиться возле кровати спящего малыша и произносить специальные словесные «формулы» о том, как она любит ребенка. Этот метод используется при различных проблемах здоровья и развития, поведения у детей.

Здесь нужно сказать, что я довольно категоричный человек и скептически отношусь ко всякого рода эзотерике, не приветствую магическое мышление и поиски «волшебной таблетки». Я не разубеждаю в таких случаях людей, ведь сама вера в успех – уже половина успеха. Но про себя понимаю, что «это не наш метод».

Прошло достаточное количество времени. И вдруг в учебнике по детской психиатрии в разделе психопатий я встретила интересное мнение. Авторы пишут, мол, расстройства личности можно корректировать по методу доктора Б. З. Драпкина с помощью материнской суггестии. И дальше очень искажённое (как я сейчас понимаю) описание метода. Я не поверила, что в реальности можно с помощью каких-то внушений ребенку во сне (по типу «Ты очень спокоен. Ты получаешь удовольствие от труда и учёбы») скорректировать патохарактерологические нарушения. Больше того, я пришла в ярость от такой глупости, написанной в современном учебнике (там было еще несколько фрагментов, с которыми с не согласна). Коллеги, которые слышали о методе, также делились, что им метод кажется достаточно примитивным и наивным.

Я пошла искать дополнительную информацию о методе. По всему интернету (мамским форумам, сайтам поликлиник) скопирован базовый текст «мама-терапии», состоящий из 4 блоков:

1 — «Витамин материнской любви»

2 – «Физическое здоровье»

3 – «Нервно-психическое здоровье»

4 – «Народная медицина».

Я нашла книгу доктора Драпкина «Семейная психотерапия. Метод психотерапии материнской любовью» и решила познакомиться с первоисточником. Как вы поняли, я была настроена очень скептично.

Борис Зиновьевич Драпкин (1928-2006) – известный психиатр и психотерапевт, профессор, на протяжении многих лет возглавлял детско-подростковую психотерапевтическую службу СССР и России, создал Центр детско-подростковой психиатрии. Если у вас есть желание, можно погуглить, у него множество длинных регалий.

У меня рос интерес. Что-то не сходится. Не мог такой известный специалист придумать ерунду!

По мере чтения книги я всё больше проникалась уважением к доктору, вся моя категоричность и скептицизм испарились. В чём же секрет «Витаминов любви»?

Важно понимать, что в советские годы наука о человеческой психике базировалась на учении И.П. Павлова о рефлексах. Одним из основных инструментов в борьбе с нервно-психическими расстройствами была суггестия, то есть внушение (сюда же относится гипноз). Это директивный метод, где врач даёт различные оздоравливающие установки пациенту. И конечно, доктор взял эту основу для работы с семьями. Даже в том, как он описывает арсенал психотерапевтических методов для помощи семье и детям, заметно, что в его картине мира их достаточно мало. Не упоминает он песочную терапию, сказкотерапию, арт-терапию, системную семейную терапию. Просто потому, что врач их не практикует, и уж тем более, в советские годы это не было распространено так, как сейчас. Доктор ставил перед собой очень смелую и благородную цель при создании метода: он хотел, чтобы люди получили простой и действенный инструмент помощи детям с различными эмоциональными, поведенческими нарушениями. Чтобы метод нашел массовое применение (кстати, он противопоставлял психотерапевтов и служителей религии). Насколько ему это удалось – мне сложно судить, но в руках мастера метод работал прекрасно. К сожалению, сейчас среди родительской аудитории распространяются лишь отголоски его идей, то есть сами установки программы, «верхушка айсберга» той серьезной работы, которую он проводил. Кто из специалистов сейчас в полном объеме реализует данный метод, обучает ему – я не знаю (книга написана незадолго до смерти Бориса Зиновьевича по его лекциям).

После прочтения «Семейной психотерапии» я нахожусь под большим впечатлением от глубины личности автора. Он привёл очень интересные клинические случаи, а также примеры использования суггестии Г.Е. Сухаревой (одна из известнейших советских психиатров). Описал поразительный случай работы народного целителя, лечившего заикание с помощью внушения, методику работы которого разбирали ведущие советские специалисты, в том числе профессор Шкловский.

В процессе работы с семьёй доктор разрабатывал индивидуальную программу для работы семьи с ребенком и проводил косвенное внушение родителям, нормализуя взаимодействие внутри семейной системы. Это реализовывалось далеко не с одной встречи. Проводилась достаточно длительная и серьезная работа, которая давала хорошие результаты.

Мои выводы о методе психотерапии материнской любовью.

В любой психотерапии факторы воздействия делятся на специфические (теория, на которой базируется метод, техника) и неспецифические. И разделить, что даёт бОльший эффект, мы практически никогда не сможем.

Я смею предположить, что в данном случае больше работали:

  • Хорошая дифференциальная диагностика (доктор четко оговаривает, в каких случаях какую стратегию избрать)
  • Качественный контакт с психотерапевтом, регулярные встречи, поддержка родителей
  • Внушение авторитетом доктора, вера в успех, готовность к изменениям, принятие ответственности за результат со стороны родителя (очень много моментов, с помощью которых специалист этого достигает – читайте книгу)
  • Родители, не готовые брать ответственность и трудиться – просто не проходили первичный этап
  • Рефлексия, то есть самоанализ, и обратная связь (мамы ведут дневник изменений)
  • Изменение в семейной системе (доктор очень четко определяет источники семейной дисфункции и нейтрализует их, например, запрещает маме подпускать бабушку, после встречи с которой случались эпизоды энуреза, к ребенку)
  • Большое внимание к нормализации эмоционального состояния матери
  • Изменение мышления родителей (фиксация на положительных сторонах ребенка, а не на симптомах)
  • Принятие ребенка в настоящем моменте.

 

Теперь становится понятным, почему в отрыве от контекста метод кажется примитивным. Я думаю, что, если убрать все терапевтические факторы, приведенные выше, метод вообще не будет работать, потому что суть его не в словах. И наоборот, если специалист будет максимально реализовывать неспецифическое психотерапевтическое воздействие, то не так важно, что именно он делает: занимается песочной терапией, арт-терапией или чем-то еще.

Автор статьи:

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ «Мама-терапия» — метод доктора Драпкина
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]