В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР). Если после ее прочтения у вас останутся вопросы, пишите комментарии под статьей, мы обязательно вам ответим!
Освоение двигательных навыков у человека происходит в кранио-каудальном направлении – то есть от головы к стопам. Постепенно ребенок учится держать голову, опираться на ручки, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Контроль за равновесием и сохранением позы называется постуральным. И он очень зависит от функционирования вестибулярной системы, ведь мы все испытываем на себе воздействие сил гравитации. Нашему мозгу необходимо научиться правильно обрабатывать информацию о текущей системе координат.
Существует много рефлексов, связанных с вестибулярной системой, один из которых — лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР). Он состоит из 2 частей: сгибательной и разгибательной. Сгибательная часть ЛТР появляется во внутриутробном периоде и обеспечивает «позу плода». Угасает он в норме к 3-4 месяцам после рождения. Разгибательная часть рефлекса активируется после рождения и помогает ребенку обрести контроль над мышцами шеи. Угасание происходит до 3,5 лет.
ЛТР заключается в реакции мышц сгибателей и разгибателей на изменение положения головы относительно фронтальной плоскости. Если опустить головку ребенка ниже спины, его ручки и ножки распрямятся. Если поднять выше – согнутся. В процессе развития на смену лабиринтного тонического рефлекса приходят СШТР и рефлекс Ландау. В некоторых случаях ЛТР может оставаться активным (часто – после операции кесарева сечения, нарушений в процессе беременности и родов, у недоношенных детей) и затруднять последующее развитие.
Симптомы не угасшего ЛТР (по сути, нарушение работы вестибулярной системы):
- Нарушение постурального контроля (хождение на носочках, W-сидение, обвивание стула ногами, нарушение осанки);
- Плохой баланс, нарушение равновесия;
- Трудности с пересечением средней линии тела;
- Мышечная дистония (гипо-, гипертонус);
- Окуломоторные нарушения (плохой контроль за движением глаз, как следствие – проблемы зрительного восприятия, в том числе дислексия, нарушение прослеживания строчки глазами);
- Трудности восприятия пространства;
- Языковые сложности, неспособность связно и последовательно изложить мысли (квазипространство);
- Сниженное слуховое внимание (переспрашивает, не может выделить из фона нужный поток звука, удержать инструкцию на слух, например, в классе «не слышит» учителя).
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.