Очень часто родители спрашивают, что же им делать с балансиром, который они приобрели. Как заниматься дома?
Сейчас в продаже много модных «нейрогаджетов», но само их наличие в доме никак не поможет ребенку. И даже может навредить.
Я использую балансир в следующих целях:
- Если мне нужно «включить» активное внимание у ребенка с проявлениями гиперактивности или у ребенка в низком психическом тонусе. И в том, и в другом случае за счет вестибулярной стимуляции происходит активация стволовой ретикулярной формации, которая работает как «батарейка». Это может быть, например, в начале занятия, чтобы «включить» нервную систему, либо в середине, когда ребенок немного истощился.
- Для упражнений на формирование постурального контроля. Часто это «полоса препятствий», где есть неустойчивые поверхности с разной степенью упругости (ортоподушка, балансиры разного типа, фитнес-кочки, ортоковрики, мягкие блоки и т.д.). Также люблю давать упражнения на присед на балансире (например, игра «Пушка»: выставляю в ряд несколько разных балансиров, перед каждым лежат мячи-«ядра», и задача ребенка – хорошо присесть с опусканием ягодиц к пяткам, взять ядро, встать и вытянувшись вверх запустить ядро через «пушку», которую я держу (специальный цилиндрический ролик для МФР для этого использую).
- Для сенсибилизации при выполнении упражнений с кинезиомячиками и мешочками. Это значит, что мы всегда начинаем работу на полу, отрабатываем правильную технику и только после этого подключаем балансир.
Почему я против того, чтобы сразу использовать балансир в большом объеме для неподготовленного ребенка?
У большинства детей, которые ко мне приходят, есть нарушения постурального контроля. На внешнем уровне это проявляется в ходьбе на цыпочках, вальгусе/варусе, сколиозе (часто ребенок наблюдается ортопедом, но не всегда родители связывают этот факт с незрелостью ЦНС). Это значит, что в теле много так называемых «патологических компенсаций». И если мы будем ставить такого ребенка на балансир, то, чтобы удержать равновесие, будут собираться колени в Х-образное положение, стопа будет опираться на внутренний свод, будет скрючиваться спина и втягиваться голова в плечи. То есть получится ситуация, что мы «одно лечим, а другое калечим».
Я за то, чтобы дозированно давать мозгу прочувствовать новую вестибулярную информацию (сразу вспоминаю, как пишет Г. Лупандина-Болотова про то, как правильно брать младенца: нужно брать, предварительно медленно повернув на бок, чтобы мозг «успел осознать», что происходит). И здесь лучше использовать небольшие качественные «вливания». Таких упражнений достаточно много в практике нейропсихолога.
Гораздо важнее правильная техника в работе, например, с мячами и мешками, нежели сам факт стояния ребенка на балансире. Чем больше разных задач мы даем мозгу, тем сложнее качественно выполнять каждую в отдельности. Именно поэтому мы сначала отрабатываем на полу, и только потом встаем на балансир.
Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.