Кто проводит запуск речи?

Кто проводит запуск речи

Вот такой вопрос прилетел мне в директ. Я решила ответить развернуто, т.к. многие родители им задаются.

Сама формулировка «запуск речи» вызывает ассоциации с тем, что есть набор неких универсальных действий, совершая которые, специалист провоцирует появление речи. Не будем рассуждать о том, кто же придумал сам термин, т.к. сейчас он разошелся по интернетам и осел в головах.

Речь не появляется «сама по себе». Она возникает как результат того, что психические функции, которые ей предшествуют в онтогенезе, сформировались и создали «базу», фундамент. И эта база довольно обширна. Предлагаю обратиться к известной многим пирамиде обучения Вильямса и Шеленбергера. Там мы увидим, что речь располагается близко к вершине. То есть для того, чтобы она появилась (произвольная, осмысленная, в рамках коммуникации между людьми), нервная система должна пройти большой путь.

  1. Должны эффективно функционировать базовые сенсорные системы: вестибулярная, проприоцептивная, тактильная. Это значит, что мозг должен в каждую минуту времени чувствовать, где тело, где голова, и эффективно модулировать (усиливать слабые)/дискриминировать (глушить слишком сильные) стимулы. В результате со временем в мозге формируется схема тела. Она необходима и для эффективной артикуляции (поясняю ниже).
  2. Также должны работать обонятельная, зрительная, слуховая, вкусовая системы. Для речи наиболее важная слуховая (хотя, безусловно, развитие детей с нарушением зрения также отличается от нормативного), и это не только физический слух. Слуховая система – это не пассивный «приемник» всего, что транслируется извне. Это активный участник познавательного процесса. Слуховую информацию наш мозг также способен модулировать и дискриминировать (как раз на это влияет Томатис). Кроме того, важны такие функции, как слуховое внимание и восприятие. Восприятие отвечает за то, чтобы из услышанных звуков сложился звуковой образ. Например, вот это течет вода из крана, а это мяукает кот, а вот это мама зовет к столу. Мозг учится разделять речевые и неречевые звуки и объединять их в образы (и это уже связано с пониманием речи). Вербальные оболочки слов образуют связи с образами других модальностей (зрительными, тактильными), формируя так называемые семантические поля (например, у одного слова может быть много значений, а также слова могут объединяться в группы по какому-то признаку).
  3. Чем выше «этаж» пирамиды, тем более сложносоставные функции развиваются. По сути, это объединение на более высоком уровне их предпосылок. Важно отметить моторное планирование и способность к моторному переключением, развитие ритма. Это – основа слоговой структуры слова. Многие специалисты сейчас включают в занятия моторные программы для помощи детям с нарушением слоговой структуры слова.
  4. Я не буду подробно останавливаться на частных моментах типа «координация глаз-рука», но важно сказать про разделение функций рта и руки. У меня был пост об этом. С одной стороны, ребенок на первом году жизни сам стремится всё засунуть в рот (и активны соответствующие рефлексы). Это важно, чтобы «насытить» ощущениями рецепторы, и сформировать в теменной коре как можно более подробный образ («карту») рта и языка, то есть того места, где должна случиться артикуляция. С другой стороны, после года, когда в норме ребенок начинает ходить и говорить, важно стимулировать разделение функций исследования и манипуляции (рука) и приема пищи и речевого общения (рта). Для этого важно убрать сосание (и да, минимизировать ГВ для этого, что бы нам не говорил ВОЗ, который руководствуется другими мотивами; как правило, грудь остается только на ночь). Убрать бутылочки и соски (можно давать смесь в чашке с «переходом» через поильник). Естественно, это делается не «по щелчку», а в виде постепенного сокращения и перехода на другие привычки. Также ребенок переходит на общий стол, от пюреобразной еды — к кусочкам и более твердой пище. При этом развивает моторику рук с помощью формирования навыков самообслуживания (можно сколько угодно перебирать крупу, но важнее научить ребенка самостоятельно есть, ходить на горшок, снимать и надевать штаны, мыть руки и т.д.).
  5. Коммуникация. Речь существует в рамках общения между людьми. Если у ребенка дефицит коммуникации, то нужно прежде всего формировать ее. И возможно, для этого вам понадобятся не слова, а карточки. Часто под «не понимает речь» скрывается игнорирование речи на фоне дефицита коммуникации.

 

Возвращаясь к вопросу моей подписчицы: для того, чтобы определить, кто должен «запускать речь», нужно сначала увидеть и продиагностировать ребенка, понять актуальное состояние психических функций, структуру дефекта. Часто нужна работа с несколькими специалистами, чтобы каждый занимался своей задачей.

 

Если было полезно, пишите «+» в комментариях.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Кто проводит запуск речи?
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]