ЭЭГ при задержке развития

Ребенок какает стоя: рекомендации

Я уже писала свои наблюдения за случаями, когда ребенок осознает свой позыв к дефекации, но делает это исключительно стоя и в подгузник. Я написала для вас рекомендации, которые при системной работе (здесь прошу заострить внимание) помогут ребенку с нарушением сенсорной интеграции.

Итак, ситуация: ребенок какает только в памперс, имеет при этом базовые навыки коммуникации (то есть в состоянии сигнализировать о своем желании). Писать может в горшок.

Цель: научить ребенка какать в горшок.

Что необходимо для того, чтобы ребенок смог освоить этот навык:

  • Хороший постуральный контроль (то есть достаточная интеграция проприоцептивной и вестибулярной информации, способность сохранять устойчивое вертикальное положение, сидя на горшке, используя собственные мышцы);
  • Восприятие собственного тела снаружи и внутри (локализовать ощущения, управлять избирательно мышцами таза);
  • Наличие примера – социальное научение;
  • Способность одеться и раздеться;
  • Способность к научению и применению собственного опыта.

Как мы видим, очень многое связано с сенсорной интеграцией (первые два пункта – ключевые). Одним из проявлений проприоцептивного поиска является хождение на цыпочках (как вариант возможно также – тактильная гиперчувствительность). Вследствие длительного хождения на цыпочках у ребенка вторично развивается гипертонус икроножных и ягодичных мышц, что также затрудняет сидение на горшке (а у ребенка и так исходно недостаточный постуральный контроль). Но не обязательно ребенок ходит на цыпочках, он может иметь проблемы с дефекацией и без этого.

Что можно делать дома для помощи такому ребенку:

  • Во-первых, не ругать, не невротизировать ребенка ни в коем случае и набраться терпения.
  • Купить удобный горшок по размеру со спинкой, чтобы ребенку было удобно и комфортно сидеть в расслабленном состоянии (т.к. ребенку сложно сохранять постуральный контроль).
  • Предлагаем горшок регулярно и систематично (утро, до прогулки, после прогулки, перед сном, итд). Без давления и манипуляций. Позвольте ребенку побыть одному наедине с горшком (часто дети прячутся, когда какают). Не используйте горшок для игр. Подавайте пример правильного использования туалета (собственный или это могут делать старшие дети).
  • Использовать утяжеленный жилет (вес жилета должен составлять 10-25% от веса ребенка) в течения дня каждый день несколько раз – во время еды, на прогулках. Носим, пока ребенок не попросит сам снять. Спустя время надеваем снова. Это проприоцептивная стимуляция. Можно использовать в качестве альтернативы рюкзак, надетый наоборот, куда вы положите, например, бутылки с водой.
  • Тренируемся забираться на горку вверх наоборот – по той части, где скатываются (надеюсь, понятно написала). Это проприоцепция и стимуляция тех мышц, которые дают «цыпочки». То есть упражнение для детей, ходящих на цыпочках – маст ду, как говорится.
  • Купание в пижаме (да, прямо в одежде залезаем в ванну). Это проприоцепция. Можно использовать специальное желе для купания (продается на Озон).
  • Игра «полоса препятствий» — играем каждый день. Раскладываем дома подушки от дивана, переворачиваем стулья, итд. Ребенку нужно пройти через препятствия.
  • Батут или прыжки на диване (внимание к безопасности ребенка!). Батут, как ни парадоксально, это тоже в первую очередь работа с проприоцепцией. И здесь важно, что ребенок учится группироваться, прогнозируя движение своего тела. Напрягать мышцы избирательно, что нужно для успешной дефекации.
  • «Тяжелая работа». Даем ребенку игры и задания по дому, включающие перетаскивание тяжелых вещей. Смена постельного белья также подойдет.
  • Игра «Лошадка». Катаем ребенка на своей спине. Это тренировка работы разных сенсорных систем, избирательного управления разными группами мышц, работа над постуральным контролем. Те же функции подключает катание на плечах.
  • «Сэндвич» и «сосиска в тесте». В первом случае мы кладем ребенка между двумя упругими подушками и равномерно продавливаем. Создаем препятствие, чтобы ребенок вылезал с усилием. Во втором – заворачиваем в утяжеленное одеяло или коврик-пенку, а потом понемногу разматываем.
  • Игры на качелях.
  • Бинтование эластичными бинтами (начинаем с корпуса и паха, затем руки). Снимаем, когда ребенок попросит. Можно делать каждый день по несколько «заходов».

Также можно использовать тейпирование зон на икрах и ягодицах для снятия гипертонуса, но самостоятельно делать это не рекомендую, могу сделать при очном визите. Тейп приносите с собой.

Данные игры и приемы подходят для большинства детей с нарушением сенсорной интеграции. Можно использовать не только при проблемах с горшком. Важно ребенка не заставлять, а именно играть, чтобы это было в радость. Если ребенок не принимает, кричит, сопротивляется – не используйте такую игру. Ну и конечно, при любых затруднениях желательна консультация специалиста.

 

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:

WhatsApp
Телеграм

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

совместный сон

БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?

Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие …

ЭЭГ при задержке развития

Ребенок какает стоя: рекомендации

Я уже писала свои наблюдения за случаями, когда ребенок осознает свой …

совместный сон

Совместный сон с ребенком: полезен или вреден?

Совместный сон с ребенком – вопрос, который волнует многих родителей. …