Как играть с ребенком?

Игра – ведущая деятельность дошкольника. В игре происходит развитие всех психических функций, а также становление ролевых социальных моделей, развитие общих представлений об окружающем мире. К сожалению, традиции народных и дворовых игр сегодня практически утрачены. Дети не всегда понимают, как и во что играть друг с другом, как взаимодействовать. Родители не умеют играть с детьми, и не понимают, как это делать.

Место детской игры занимают гаджеты и кружки с раннего возраста, что негативно влияет на формирование психики ребенка, его двигательное, эмоциональное и познавательное развитие. «Полезные» кружки и секции в данном контексте являются «как будто» альтернативой «вредным» гаджетами, но, к сожалению, часто происходит замена эмоционально теплого взаимодействия в семье таким принудительным «развитием» ребенка вплоть до его невротизации.

Для того, чтобы родителю научиться играть с ребенком, первое и самое важное условие – быть в контакте со своими чувствами (как говорят психологи, с «внутренним ребенком»). Очень часто причина трудностей детско-родительского взаимодействия кроется именно здесь. У взрослого часто нет «доступа» к собственной фантазии, спонтанности. Субъективно это может переживаться как «неинтересно» играть.

Многие родители раздражаются из-за того, что ребенок не хочет играть самостоятельно. Для того, чтобы это случилось, ребенку необходимо «насытиться» включенной игрой со взрослым. Поэтому чем больше вы избегаете взаимодействия с малышом, тем более «прилипчивым» и несамостоятельным он будет.

Хорошая новость – играть с собственным ребенком можно научиться!

  • Игровое взаимодействие можно выстраивать на прогулке, в пути, дома – в любом месте. Полезно собрать «копилку» игр, на основе которых вы сможете придумывать свои варианты (мы рекомендуем для этого книгу «Давай научим родителей играть!» Елены Молчановой и Екатерины Андреевой).
  • На время игры старайтесь максимально включиться в общение с ребенком, не отвлекаясь больше ни на что (убрать гаджет и мысли о делах, быть в расслабленном состоянии). Это именно тот эмоциональный ресурс, который «питает» детскую психику.
  • Не заставляйте ребенка играть и не навязывайте свой вариант игры, «идите за ним», поддерживая и по необходимости подавая пример, если ребенок затрудняется в действиях. Ни в коем случае не ругайте и не критикуйте за «ошибки» или «неверные» действия. Игра – это поле для творчества и самовыражения, даже если в ней есть правила.
  • Проявляйте искренние эмоции, это крайне важно для контакта и развития эмоционального интеллекта ребенка. Включайтесь в отведенные роли. Сюжетные игры очень важны.
  • Задействуйте органы чувств: двигайтесь, включайте в игру сенсорные материалы, используйте необычные условия игры, например, игры с фонариком в темноте, «угадай продукт по вкусу/запаху», игры с завязанными глазами и тому подобное.
  • Организуйте удобное хранение игрушек, книжек и игр. У игрушек должны быть свои места, желательно промаркированные контейнеры. Научите ребенка убирать за собой, поддерживая порядок в игровой зоне. Это крайне важно для формирования его саморегуляции.

 

Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.

Запишитесь на консультацию специалиста, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону +7964 342 4702 (мессенджеры также доступны).

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Как играть с ребенком?
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]