Ребенок разговаривает на «своем языке»

Ребенок разговаривает на «своем языке»

Разбираем вопрос от подписчиков в Инстаграм. Дано: мальчик, 2,6г., разговаривает на «своем языке». Нужно ли «бить тревогу»?

По нормам лексического развития ребенка данного возраста мы видим, что у мальчика в среднем должно быть 427 слов в экспрессивной речи. Уже по этому критерию мы можем сказать, что у ребенка есть задержка речевого развития.

Но я никогда не оцениваю только словарь. Потому что есть такие нарушения, при которых ребенок может эхолалично сказать много чего, и даже очень чисто. Но это не будет нормой.

Итак, на что я обращаю внимание при жалобах на недостаточное речевое развитие:

  1. Коммуникация и социально-эмоциональное развитие. Ребенок в норме в 2.6 лет уже знает свое имя, возраст, понимает, где у него какие части тела, обладает минимальными навыками самообслуживания (ест, ходит на горшок, умеет снимать предметы одежды, пить из кружки). Осознает себя как субъекта деятельности и участника коммуникации. Отвечает на вопросы и сам задает их. Понимает запреты, и реагирует на них, хотя и не всегда способен долго их выдерживать (лобные доли еще не настолько зрелые).

 

  1. Экспрессивная речь. К 2 годам появляется простая фраза, а к 2.6г. – многословные предложения. Ребенок использует различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, предлоги. Слоговая структура слова в 2г. 6 мес. уже стабилизируется, в норме ребенок может опускать какой-то слог в малознакомых сложных словах, часто употребляемые слова проговаривает целиком. Про количество слов в активном лексиконе написала выше. То, что чаще всего в быту называют «говорит на своем языке» — это речевая продукция у ребенка с выраженным нарушением слоговой структуры слова и артикуляции (часто – при артикуляционной диспраксии, но надо смотреть ребенка).

 

  1. Импрессивная речь. В 2,6 года ребенок уже понимает и способен выполнить двухступенчатую инструкцию, понимает названия действий в различных ситуациях, понимает смысл прочитанных коротких сказок. Понимает значение предлогов в конкретной ситуации. В том случае, если активной речи нет на фоне первичного нарушения понимания речи «говорит на своем языке» может быть лепетной «окрошкой» ребенка с вербальной агнозией. И тогда и коррекция, и прогноз будут отличаться от варианта с артикуляционной диспраксией.

 

Про оценку когнитивного развития сейчас писать не буду, но нужно иметь ввиду, что задержка речи может быть на фоне задержки психического развития.

Всегда находятся комментаторы, которые рассказывают про то, что «ждите, и заговорит, а вот наш папа/дядя заговорил в 4 года, и стал академиком». Здесь нужно вспомнить про так называемую «ошибку выжившего». Такие истории – это исключение, когда дефицит был не грубый, и у нервной системы нашлись ресурсы для спонтанной компенсации. Это не значит, что так будет у всех. И лучше сейчас начать коррекцию, чтобы знать, что было сделано все, что возможно в данной ситуации, для максимального результата.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".