Как научить ребенка убираться в своей комнате и поддерживать порядок?
Этот вопрос очень часто задают нашим специалистам родители школьников. Однако начинать приучать ребенка к порядку нужно гораздо раньше.
Крайне важно правильно организовать пространство детской комнаты или части комнаты (если нет отдельной).
Прямо сейчас зайдите в комнату ребёнка, внимательно на неё посмотрите, будто видите впервые, и ответьте себе на вопросы:
❓Есть ли у каждой вещи своё место?
❓Не перегружена ли комната лишними игрушками?
❓Удобно ли ему доставать и убирать свои игрушки, одежду?
❓Есть ли у него место, куда он может положить вещь и быть уверенным, что она оттуда не пропадёт?
❓Может ли мой ребёнок самостоятельно поддерживать чистоту в своей комнате?
Если необходимо, то переоборудуйте пространство таким образом, чтобы на все вопросы был положительный ответ. Это ответственность родителя, и залог успеха.
Определите, какие виды уборки по силам ребенку, например:
- Убрать игрушки
- Протереть пыль (в каких именно местах?)
- Отсортировать одежду (чистая/грязная)
- Сложить одежду в шкаф (Какую именно? Как сложить?)
Каждый из этих пунктов (у вас будут свои) необходимо вводить отдельно, а не сразу все. Когда освоен один вид деятельности – можно добавлять второй и так далее. Освоен – это значит, ребенок понимает технически, как это сделать (где лежит тряпка, как ее намочить, как прополоскать и отжать, какие поверхности протирать, а какие – не нужно), а также способен выполнить от начала до конца самостоятельно. Для сложных видов деятельности можно использовать визуальные подсказки и чек-листы, размещенные на видном месте (например, схема-«напоминалка», как складывать футболку).
Очень важно формировать привычку к уборке. Для этого нужно повторять последовательность действий регулярно и на позитивной эмоциональной «ноте». Веселая музыка, соревнование, игра станут эмоциональными помощниками.
На первом этапе нужно делать уборку ВМЕСТЕ. Пусть это долго и не так качественно, как получается у вас, зато в перспективе это войдёт у ребёнка в привычку. Важно формировать совместную деятельность на основе сотрудничества. Чтобы ребёнок согласился наводить порядок вместе с вами, его надо попросить, а после — поблагодарить. Постепенно доля участия взрослого будет снижаться, а количество выполненных дел и уровень самостоятельности – расти.
У каждого вида игрушек, книжек, материалов для творчества должно быть свое промаркированное место. Для этого можно использовать наклейки с соответствующими словами или картинками.
Очень удобно в уборке с детьми использовать принцип «есть слона по кусочкам». Для этого нужно выделить 1 задачу и договориться с ребенком выполнять ее по таймеру в течение 5-15 минут (в зависимости от возраста ребенка). При этом в отведенное время можно договориться убирать только 1 категорию вещей или игрушек. Потом дать ребенку переключиться, после чего снова приступить к уборке, уже к другой задаче. При этом важно избавиться от установки сделать всю уборку полностью за один раз. Нужно учитывать возможности ребенка: для кого-то это будет 1 отрезок в 10 минут, для кого-то 3 отрезка по 5. Важно сохранить «рабочий настрой» ребенка, и не превращать уборку во взаимное мучение. Можно каждый день делать понемногу, отмечая успехи ребенка (например, с помощью трекера привычек).
Ребенок должен понимать, что его любят безусловно, даже если он не убрал игрушки — так формируются доверительные отношения.
Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.
Запишитесь на консультацию специалиста, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону +7964 342 4702 (мессенджеры также доступны).