Коррекция поведения ребенка и семья

Многие специалисты с недоверием относятся к поведенческой коррекции. Я сейчас не говорю про «чистую» АВА-терапию для детей с РАС и УО (это отдельная тема). Имею ввиду ситуацию, когда с ребенком с нормой интеллекта и сохранной коммуникацией происходит работа по коррекции поведения (часто в практике центра есть дети с СДВГ с протестным поведением, а также дети с речевыми задержками с нарушением поведения).

 

Я достаточно часто слышу от коллег такое возражение: «Зачем заниматься коррекцией поведения ребенка, если нужно устранять причину в семейной системе? Разве это эффективно?».

 

👉 И я отвечаю: да, эффективно!

 

🧐 Наш центр не сразу пришел к использованию поведенческого подхода в работе с детьми. Сейчас у нас три психолога, и все трое имеют подготовку по прикладному анализу поведения.

 

У молодых специалистов (и я не была исключением когда-то) после получения образования часто есть представление о каком-то «идеальном клиенте», который и анамнез весь помнит, и все рекомендации выполняет, и обследования все делает у смежных специалистов, и рефлексирует на заданные темы с ведением дневника. Но на практике «почему-то» клиенты другие. Клиент не обязан оправдывать ожидания специалиста. Мы все живые. Мы можем злиться, хотеть быстрого результата, заблуждаться, тупить, опаздывать и так далее. С обоих сторон, кстати.

 

В каком-то идеальном мире, пожалуй, все семьи ходят еженедельно на семейную психотерапию или родители на личную. Но в реальности какое количество? И мы не имеем права никого осуждать. Потому что решиться на это сложно, дозреть до этого тяжело (знаю по себе, как #яжпсихолог), и возможности у всех разные. Найти «своего» психолога и подавно – целый квест (чтобы со здоровой «кукушкой», супервизией и нормальным образованием). Да и направлений психологии – столько, что сами психологи договориться не всегда могут, куда обычному человеку разобраться.

 

👉 Поведение ребенка часто является симптомом эмоционального неблагополучия в семье, детско-родительских отношениях, это правда.

 

👉А еще правда, что работа над проблемой должна начинаться с наиболее практико-ориентированных, иногда даже симптоматических решений, которые понятны и доступны клиенту, и только после этого можно двигаться вглубь, к причине (понятно, что я имею ввиду? маякните в комментариях). Нас так учили. И это максимально этично. И в этом смысл интеграции подходов.

 

Можно сколько угодно рассуждать о сложных материях типа психотравмы, психосоматики и закрытия гештальтов, но без соотнесения с реальной жизнью (чтоб клиенту было понятно) — грош цена такой психологии 🤨.

 

👉Поэтому я (мы) за интеграцию 🌀. И в моем центре в работе с поведением обязательным условием является соблюдение установленных правил общения с ребенком всеми членами семьи одинаково 👥. Это та еще терапевтическая задачка. Приветствуется присутствие родителя на занятии и закрепление результатов в быту (не тот случай, когда «сдал» ребенка в кабинет, и получил обратно послушного). Пишутся четкие рекомендации по работе с поведением дома 🧾. То есть специалист даёт родителям конкретный инструмент по тому, как сформировать сотрудничество, границы и развить навыки самоорганизации ребенка дома. При условии совместной работы семьи это уже снижает тревогу родителей, даёт приток ресурса и несёт терапевтический эффект, который помогает двигаться дальше к причине симптома. Возможно, движение в сторону личной или семейной терапии.

 

Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.

Запишитесь на консультацию специалиста, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону +7964 342 4702 (мессенджеры также доступны).

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Коррекция поведения ребенка и семья
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]