Детско-родительские отношения

детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения — это связь между детьми и их родителями, которая включает в себя взаимодействие, воспитание, общение и взаимное влияние. Особенности детско-родительских отношений могут быть различными и зависеть от множества факторов, включая культурные традиции, структуру семьи, связи между поколениями, индивидуальные характеристики членов семьи и т.д.

Проблемы детско-родительских отношений

Проблемы детско-родительских отношений — частая причина неврозов у детей, а также их нежелательного поведения. Одним из важнейших факторов, влияющих на психоэмоциональную стабильность формирующейся личности ребенка является тип привязанности.

У детей существует несколько основных типов привязанности к взрослым, которые формируются в раннем возрасте и могут оказать значительное влияние на их эмоциональное развитие и отношения в будущем. Основные типы привязанности были определены в исследованиях по теории привязанности, проведенных Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт.

Безопасная привязанность

Дети с безопасной привязанностью обычно чувствуют себя уверенно в присутствии своих родителей или близких взрослых. Они способны исследовать окружающий мир, зная, что могут обратиться за поддержкой или утешением в случае необходимости. Эти дети доверяют своим родителям и не испытывают тревоги при разлуке, так как уверены в их возвращении.

Инклингирующая (избегающая) привязанность

Дети с избегающей привязанностью обычно проявляют независимость и не зависят от своих родителей в стрессовых ситуациях. Они могут проявлять затруднения в общении со своими эмоциями и часто предпочитают решать проблемы самостоятельно. Это может быть следствием отсутствия подходящей эмоциональной поддержки в раннем детстве.

Сопротивляющаяся (амбивалентная) привязанность

Дети с амбивалентной привязанностью могут по-разному реагировать на отсутствие родителей: иногда они прилипают к ним, становясь излишне требовательными, а иногда могут проявлять злость и отторжение. Они могут испытывать трудности в регуляции своих эмоций, поскольку чувствуют непостоянство внимания и заботы со стороны родителей.

Разбросанная (дезорганизованная) привязанность

Дети с дезорганизованной привязанностью могут проявлять противоречивое поведение в отношении родителей, например, могут стремиться к ним в поисках защиты и одновременно избегать контакта. Этот тип привязанности обычно связан с травматическими переживаниями и стрессом в раннем детстве.

Другими важными проблемами детско-родительских отношений в современной семье являются:

  1. Эмоциональное «отсутствие» родителей в жизни ребенка, при этом чаще в жизни семьи эмоционально или физически отсутствует отец. При этом гаджеты, на которые так любят сегодня «сваливать» все проблемы в развитии детей, заменяют детям включённое взаимодействие со значимым взрослым.
  2. Неумение родителей выстроить границы и правила внутри семьи (часто встречается так называемая родительская неуверенность, гиперопека), что приводит к тому, что ребёнок не учится регулировать свои эмоции и остаётся эмоционально незрелым.
  3. Чрезмерные и зачастую противоречивые требования к детям (например, «ты должен быть уверенным в себе лидером», но при этом в семье присутствует запрет на выражение агрессии; «ты должен быть самостоятельным», при этом родители не позволяют ребёнку пробовать, ошибаться и блокируют его инициативу).
  4. Искажение детско-родительских отношений, когда ребёнок становится так называемым «нарциссическим расширением» родителя, то есть должен «подтверждать их хорошесть» своими оценками, достижениями.

Диагностика детско-родительских отношений

Диагностика детско-родительских отношений проводится психологом с целью определения сложившегося стиля воспитания в семье, соответствия уровня требований к ребёнку, его возрасту и других показателей, которые влияют на эмоционально-личностное развитие. В процессе диагностики учитываются индивидуальные особенности каждого члена семьи, уровень коммуникации, методы воспитания, уровень взаимопонимания и влияние семейной истории на нынешние отношения.

Для диагностики психолог может использовать беседу и специализированные методики. Например, в нашем центре специалисты часто используют опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), который прекрасно себя зарекомендовал как надежный и валидный инструмент, предназначенный для диагностики детско-родительских отношений.

Опросник помогает выявить основные аспекты отношений внутри семьи, таких как коммуникация, уровень взаимопонимания, конфликтные ситуации, степень вовлеченности и поддержки. Заполнять бланки опросника мама и папа должны отдельно, это даст больше информации для работы.

Результаты диагностики детско-родительских отношений позволяют выделить основные темы, которые могут потребовать внимания и коррекции со стороны специалиста, оценить уровень устойчивости семейной системы, что затем может послужить основой для разработки индивидуальной программы коррекции отношений.

Когда стоит обратиться к психологу за консультацией или помощью?

Сигналы, указывающие на наличие трудностей в детско-родительских отношениях, обычно исходят от ребёнка. Важно вовремя их распознать и быть готовыми к изменению сложившейся ситуации.

Типичными симптомами проблем в детско-родительских отношениях являются следующие проявления:

  • ребенок не уверен в себе, с трудом отпускает маму (после 4 лет), имеет трудности в общении с другими детьми;
  • боится спать один;
  • грызёт ногти, вырывает на себе волосы, имеет навязчивые действия/тики;
  • имеет пищевую избирательность;
  • имеет нарушения поведения, затрудняющие его адаптацию в детском учреждении;
  • бьёт маму.

Важно понимать, что обращение к психологу не указывает на «плохость» родителя, а наоборот, подтверждает заботу о благополучии своего ребёнка.

Коррекция детско-родительских отношений

Поскольку чаще всего ребёнок является так называемым «идентифицированным клиентом», то есть членом семьи, который «носит» в себе симптом, в сознании родителей существует соблазн «исправлять ребёнка». Однако это большое заблуждение. Коррекция детско-родительских отношений включает работу со всей семьёй. Полезна работа с психологом как для самих родителей, так и для ребенка. Поведенческие привычки взаимодействия, которые сложились в семье, формировались длительное время. Очень часто «корни» проблемы растут из детства мамы и папы. Поэтому перестройка отношений — также длительный процесс, где самое важное — это готовность семьи к изменениям.

Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Детско-родительские отношения
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]