Центральное нарушение слуховой обработки

Центральное нарушение слуховой обработки

(Central Auditory Processing Disorder). В Европе и США специалисты широко используют этот термин, в то время как у нас он довольно мало используется. В то же время, он не входит в классификацию DSM-5, и там подобные нарушения проходят как языковые.

Под CAPD понимается состояние, при котором при сохранном физиологическом слухе нарушается/не развивается способность мозга фильтровать и интерпретировать звуки. Люди с нарушением центральной слуховой обработки оказываются не в состоянии воспринимать и использовать слуховую информацию, т.к. ЦНС не способна адекватно обрабатывать сигналы от периферии.

Сегодня среди ученых продолжаются споры о диагностических критериях CAPD и о том, следует ли вообще рассматривать его как отдельное заболевание. Центральные нарушения слуха изучены недостаточно. Поэтому статистика распространенности данного расстройства варьирует от 0.5 до 10% (где-то даже упоминается 20%). Кроме того, часть симптомов CAPD совпадает с проявлениями СДВГ. По статистике, у мальчиков данное расстройство встречается чаще.

История изучения нарушений слухового восприятия берет начало примерно в середине 20 века, но в связи с разницей терминологии и фрагментарностью исследований, четкой информации довольно мало.

В нейропсихологии расстройства восприятия называются агнозиями или дисгнозиями (есть речь идет о несформированности функции). Это устоявшийся термин, но в отношении детской аудитории раньше широко не использовался. И если традиционно принято считать слуховую агнозию следствием дефицита на уровне коры, то сейчас научные источники говорят о том, что CAPD обусловлен в том числе нарушением частотной обработки и упорядочивания информации уже в подкорковых центрах. Также отмечается, что может быть нарушено межполушарное взаимодействие в процессе обработки слуховой информации слева и справа, адаптация к громкости звука (это эфферентный слуховой путь, то есть регуляция тонуса мышц внутреннего уха в зависимости от громкости). Время обработки информации при CAPD может быть увеличено.

Симптомы CAPD разнообразны и зависят от возраста и степени нарушения:

  • Трудности слухового восприятия в шумной обстановке, а также в понимании быстрой речи;
  • Нарушение слухового внимания (часто переспрашивают, с трудом могут удержать сложную инструкцию);
  • Нарушение слуховой памяти (плохо запоминают стихи, песни);
  • Трудности локализации источника звука в пространстве;
  • Недостаточность фонематического слуха (плохо различают звуки речи на слух, особенно близкие по звучанию: Т-Д, Б-П, З-С итд);
  • В речи – нарушение звукопроизношения, потеря звуков и слогов (артикуляционная диспраксия), также могут быть нарушения грамматического строя речи (хотя не все авторы связывают нарушения грамматики со слуховым восприятием);
  • В сложных случаях дети могут совсем не понимать обращенную речь, и ориентироваться только на жесты и интонации;
  • Испытывают трудности в обучении письму и чтению в связи с нарушением слухового внимания и фонематического восприятия;
  • Трудности в запоминании новых слов, в том числе иностранного языка.

Диагностика

Для дифференциальной диагностики необходимо пройти обследование у сурдолога, невролога, логопеда и нейропсихолога. Как я написала выше, единой общепринятой системы диагностики не существует. В рамках Томатис я также провожу тестирование с помощью TLT (Tomatis Listening Test) для детей с 5 лет, понимающих обращенную речь.

Коррекция

Невролог осуществляет сопровождение ребенка с повреждением нервной системы как причины нарушения слухового восприятия. Однако основная коррекция ложится на специалистов педагогического профиля. В первую очередь это логопед и нейропсихолог. Таким детям оказано обучение в небольших группах (для снижения степени зашумления). Необходимы четкие и емкие короткие инструкции. Устранение фоновых шумов. Слуховые тренировки – как в занятиях, так и аппаратные – сюда относится в том числе Томатис (очень важно понять, что CAPD – основное показание для Томатис). Упражнения на ритм. Также в некоторых статьях упоминаются сенсомоторные упражнения, «гимнастика мозга» как тренировка базовых общемозговых процессов, а также упражнения на межполушарное взаимодействие.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".