Из-за своих особенностей дети с СДВГ часто «цепляют» на себя много негативных эмоций окружающих. Около 40% детей демонстрируют т.н. оппозиционное (протестное) поведение, которое зачастую формируется именно из-за того, что родители и педагоги не понимают, как выстроить эффективную коммуникацию с гиперактивным ребенком. В буквальном смысле проявления СДВГ усугубляются из-за социальной среды!
Ребенок с СДВГ объективно имеет следующие трудности:
- Не умеет планировать, часто не понимает возможных последствий своих действий;
- Импульсивен, очень слабо контролирует себя;
- Не собран, рассеян, теряет вещи, при этом может хорошо концентрироваться на интересной ему деятельности;
- Постоянно в движении, ерзает, крутится;
- Плохо переносит монотонную деятельность.
Его эмоциональная сфера также имеет специфику (и это крайне важно учитывать!):
- Очень плохо понимает свои эмоции (они воспринимаются «глобально», без «калибровки»), с трудом контролирует гнев;
- Не умеет действовать по правилам;
- С трудом переносит фрустрацию (ограничение), не умеет ждать, не умеет проигрывать;
- Часто не видит общей социальной ситуации «в целом», перспективы;
- Не чувствует границ как физически, так и психически;
- Не умеет «встать на место другого», понять чужую точку зрения;
- Очень медленно формируется внутренняя мотивация (преобладает внешняя и, как правило, интервал получения награды должен быть очень маленький);
- Сложно развивается ответственность (например, часто если обычный ребенок допустил ошибку и получил негативные последствия, в следующий раз он учтет этот опыт; ребенок с СДВГ с большой вероятностью повторит ошибку);
- Низкие способности к самоанализу.
Взаимодействие с таким ребенком требует специфических знаний и навыков, ведь все указанные выше особенности являются тем «слабым звеном», над которым нужно целенаправленно работать! Взрослому самому нужно иметь хорошо сформированные границы и способности к самоорганизации, а также большое количество ресурса, чтобы помочь такому ребенку.
Очень часто родители и педагоги допускают следующие ошибки:
- «Давят на больное» (например, заостряют внимание на неуспехе ребенка), из-за чего у него складывается самоощущение «я плохой», и отбивается желание пытаться снова. К сожалению, иногда здесь доходит до унижения и травли.
- «Отключают» теплоту в общении и эмпатию, в которых так нуждается ребенок (это часто происходит из-за нехватки ресурса у выгорающего родителя).
- Проявляют непоследовательность, которая дезорганизует и путает ребенка. Например, сначала позволяют какую-то деятельность, а потом в другой ситуации наказывают за нее же, например, сегодня планшет можно, а завтра нельзя (потому что вредно), потом опять можно, потому что «маме нужно отдохнуть».
- Строго наказывают. Безусловно, детям с СДВГ нужна структура, для этого нужна четкая система правил без унижения ребенка как личности (то есть если наступают последствия, это не должно быть эмоциональным или физическим насилием). При этом очень важно, чтобы ребенок мог сам отследить момент, где он нарушил правило или договоренность, уже в процессе. Если что-то сделал, сам не понял как (при этом не получил обратной связи), и за это получил порцию негатива – это не принесет пользы.
Последствия неправильного взаимодействия с гиперактивным ребенком:
- Нарушение самооценки. Дети с СДВГ часто фантазируют о том, какими «крутыми» хотят быть, но не могут этого достичь, т.к. не способны планировать и действовать последовательно, поэтому находятся на «качелях» самооценки «Я крутой» — «я неудачник».
- Отказ от деятельности, снижение мотивации (т.к. ребенок чувствует себя не успешным и не понимает, как это изменить);
- Может врать;
- Может быть агрессивным;
- Высокая тревожность;
- Формирование различных зависимостей (в том числе от гаджетов – «дофаминовая игла»);
- Укрепление нежелательных форм поведения, вплоть до асоциальных;
- Социальная дезадаптация.
Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.