Математическая тревожность — это специфическое беспокойство и даже страх, связанные с арифметическими вычислениями и решением задач. По результатам различных исследований от 25 до 80% учащихся сообщают о проявлениях математической тревожности, а у 11% школьников и студентов она так сильно выражена, что требуется психотерапия.
Математическая тревожность связана с низкой успеваемостью по математическим предметам, при этом связь эффективности и тревожности взаимообусловлена: у тех учеников, чья компетентность в рамках предмета ниже, математическая тревожность выше, и наоборот, чем выше тревожность, тем хуже результат. К математической тревожности в особенности предрасположены люди с дискалькулией, при этом она не связана с уровнем интеллекта.
Математическая тревожность отрицательно влияет на отношение ученика к предмету. Психика воспринимает стимулы, связанные с арифметическими операциями, как угрожающие, поэтому избегает их. Ребенок тратит ресурсы нервной системы не на обучение, а на совладание со стрессом.
Математическая тревожность начинает формироваться в младших классах, повышается к средней школе, что связывают с повышением сложности предмета. Статистически чаще данный феномен развивается у девочек. Учёные предполагают, что здесь влияют гендерные стереотипы, а также более высокий общий уровень тревожности у женщин.
Для диагностики уровня математической тревожности был разработан тест на математическую тревожность – MARS (Mathematic Anxiety Rating Scale). Есть адаптированные версии для школьников, но варианта на русском языке я, к сожалению, не нашла.
Факторы, которые влияют на развитие математической тревожности:
- Генетика
- Индивидуальные особенности нервной системы и психики (внимание, память, эмоциональная регуляция и т.д.)
- Качество преподавания предмета
- Наличие математической тревожности у самого учителя (по результатам исследований – положительная корреляция с таковой у учеников)
- Давление на ребёнка со стороны родителей и педагогов в связи с оценками
- Участие родителей в выполнении домашних заданий (доказана исследованиями положительная корреляция)
- Внутренняя мотивация ученика к обучению (чем она выше, тем ниже математическая тревожность).
Как помочь ребенку с математической тревожностью?
Пока ученые исследуют эффективность аппаратных методов воздействия (транскраниальной микрополяризации и транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга) для снижения математической тревожности (есть такие исследования), мы поговорим о более простых, доступных и безопасных способах.
Единой методики терапии не существует, но можно выделить основные направления помощи:
- Математическая тревожность достоверно ниже, если ребенок воспринимает педагога как высоко компетентного. При этом рекомендуются занятия с репетитором, который не будет оценивать успехи ребенка, но сможет «заразить» любовью к предмету без завышенных ожиданий.
- Отлично показали себя инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии: работа с иррациональными установками, генерирующими напряжение, и техники релаксации.
- Важно формировать у школьника внутреннюю мотивацию к обучению, а значит, нельзя давить. Избегайте ситуации, когда родителю учёба важнее, чем ребенку.
- Контекст, то есть сама образовательная среда, имеет важное значение. Отношение к предмету существует не только на уровне одного ученика, но и транслируется в рамках класса и даже школы.
Автор статьи: нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.