Семья, обнаружив, что у ребенка есть какие-то особенности в развитии, проходит определенный путь.
Этот путь включает:
- психологические аспекты (от отрицания до принятия);
- информационные (расширение знаний о соответствующем диагнозе);
- средовые (изменение образа жизни, сюда же можно отнести коммуникацию внутри семьи, социализацию ребенка за пределами семьи).
И диагностика, и коррекция нарушений у ребенка имеют прямую связь со всеми аспектами этого пути.
Также я уверена, что к процессу коррекции можно применить принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата. Но здесь есть нюанс: что принимать за результат? Норму развития? – точно не во всех случаях. Я бы сказала, что здесь нужно за результат брать «оптимистичный прогноз» для соответствующего нарушения (а для этого нужна дифференциальная диагностика). И главный вопрос: что войдет в ваши 20% усилий?
Давайте пойдем по порядку.
Психологический аспект в коррекции нарушений у детей
Психологический аспект часто «играет злую шутку» с родителями, которые застряли на этапе отрицания, и в результате коррекция идет вообще «не туда». Таких примеров очень много, огромное количество, и денег потрачено столько же на перебор специалистов и процедур. Часто это поиск «волшебной таблетки», про которую не сказал только ленивый. Время уходит, а ожидаемого результата нет. Поэтому важно сразу уделить внимание своему состоянию, возможно, поработать с психологом, чтобы не терять годы и не зарывать потенциал ребенка. Да, иногда не надо сразу запускать речь, а лучше подключить альтернативную коммуникацию, зато получить возможность начать общаться с собственным ребенком, который уже существует здесь и сейчас рядом с вами, а не ждать идеальный образ «нормы» в голове.
Информационный аспект
Здесь тоже не обходится без психологического момента, ибо всю информацию мы воспринимаем через призму своих установок. И поэтому часто родители пытаются найти супер-клинику, где «всё и сразу» (потому что наше подсознание ставит знак равно между внешним статусом и доверием, ищет авторитет, и желательно подороже, чтоб уж точно всё хорошо сделали). По факту половина из обследований за немалые деньги просто не информативны и не нужны. Лучше не делать обследования «оптом», а найти хорошего доктора по отзывам и по его рекомендациям в зависимости от клинических симптомов проходить узких специалистов (искать тоже по рекомендациям — сурдолог, ЛОР, офтальмолог, генетик и т.д.) и обследования (например, МРТ вообще нужно не всем).
Аналогично с авторскими курсами-интенсивами. В самих занятиях нет ничего плохого. Однако ежедневная нагрузка по много часов в течение короткого срока для многих детей чрезмерна. Также у меня всегда возникает вопрос: а что с преемственностью? Вот отзанимался ребенок две недели по авторской методике, а дальше вернулся к себе домой, где нет специалистов, которые по ней работают. На мой взгляд, гораздо эффективнее сразу продумывать долгосрочную систему, исходя из механизмов нарушения. Иногда может оказаться, что и не нужны эти много часов в день (тут тоже может быть искажение восприятия, например, основанное на чувстве вины родителя: «если побольше будем заниматься, то не буду себя чувствовать таким виноватым»).
Сюда же отнесем мифы, которыми руководствуется родитель, находясь в отрицании, вине, тревоге и страхе.
Например, сознательный отказ от коррекционного сада. Мол, «там все дети тяжелые, и мой станет таким же, лучше я буду просто водить на платные занятия». Во-первых, мало в какой стране есть дошкольные учреждения, где на бесплатной (за счёт госбюджета) основе даётся сопровождение коррекционных педагогов ежедневно. Чем вам не экономия? Конечно, на местах бывает всякое, как и в обычных детских садах и школах. Это человеческий фактор. Но на мой субъективный взгляд, плюсов больше, чем минусов. Про инклюзию у меня пока не сложилось чёткого мнения, как мне сейчас кажется, там больше вопросов, чем ответов. Да, коррекционные сады не всем подходят (дети с РАС и сенсорной алалией не обеспечены соответствующими программами), это отдельный разговор.
Мифы про АВА и альтернативную коммуникацию – сюда же. И это просто беда, потому что часто их распространяют сами специалисты. АВА — не дрессировка, а работающий инструмент (причём не только для детей с РАС). И есть курсы для родителей, которые могут сэкономить достаточное количество средств семье.
В целом, что касается информационной части – лучше потратить время и изучить её, чем действовать «методом тыка», надеясь на лучшее. В коррекции можно выделить для каждого нарушения «основные» методы работы и дополнительные. К сожалению, на практике часто они меняются местами, и например, при многих нарушениях реализуемая коррекция сводится к посещению остеопата, массажу и приему ноотропов.
Средовые аспекты
Это, пожалуй, самое очевидное и самое сложное на практике. Как говорит моя коллега, «мне неудобно брать деньги за то, что ребенок может получать бесплатно, просто имея адекватный образ жизни». Я про это писала много раз. Ежедневные рутины для обеспечения мозга новыми нейронными связями (крупная и мелкая моторика, сенсорная обработка, регуляторная сфера), режим (работоспособность мозга), посильные обязанности (регуляторная сфера, праксис), здоровые отношения в семье (эмоциональная и поведенческая сфера), использование специальных инструментов для развития регуляции поведения и мотивации ребенка (чек-листы, организация пространства, планнинги, визуальное расписание, визуальные подсказки, те же инструменты альтернативной коммуникации). Это всё – основа для коррекции! И здесь тоже очень часто «фонит» психологический аспект, потому что практически всё упирается в ресурс родителя. Однако «овчинка» стоит «выделки» и даёт результат 100%.
Сюда же отнесем социальную среду. Для дошколят этот вопрос часто решается уличной площадкой и детским садом, но со школьниками сложнее. Часто ко мне приходят с подростками с РАС, УО с запросами: а что теперь? Ребенок сидит целый день в гаджете и ничего не хочет, со сверстниками не общается, дома ничего не хочет делать. Есть тренировочные квартиры, инициативные общественные группы, которые организуют лагеря, мероприятия и трудовую деятельность для таких детей. И это естественный этап жизни, который часто создаётся самими родителями. Не нужно реализовывать пожизненную коррекцию и фиксироваться только на ней.
Автор статьи: руководитель центра, клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.