Недавно мне предложили разместить у себя в профиле рекламу интернет-магазина виммельбухов как полезных для развития. Я подумала, и отказалась.
Потом наткнулась на заключение невролога, который рекомендовал неговорящему ребенку, которому еще нет 3 лет, заниматься с виммельбухом. Чему очень удивилась.
И я решила сделать для вас разбор: действительно ли виммельбухи так полезны? Давайте рассуждать вместе!
Виммельбухи – это яркие книжки с большим количеством иллюстраций (в переводе с немецкого виммельбух это – «кишащая, мельтешащая книга») и минимумом текста. По сути, это отдельный жанр изобразительного искусства, который восходит к полотнам таких художников, как Босх и Питер Брейгель-Старший (XV-XVI вв.). Придумали этот жанр книг в Германии в конце 60х годов. Прием, когда все изображенные фигуры кажутся равными по размеру вне зависимости от расположения, называется «кавалерийская перспектива» (как если бы зритель сидел на коне и обозревал происходящее вокруг (см. пример в галерее).
Продавцы позиционируют эти книжки как не имеющие возрастных ограничений и полезные абсолютно для всех сторон психики (специально погуглила: «развивает речь, внимание, память, логику, кругозор, умение прослеживать закономерности и находить причинно-следственные связи, стимулирует воображение, обогащает словарный запас, прививает любознательность, развивает пространственное, визуальное, логическое и творческое мышление, является пособием по изучению цвета и счета, возможно использование в логопедических целях»).
При этом подчеркивается (и здесь я прошу вашего внимания):
- В книге огромное количество деталей;
- Отсутствует сюжет;
- Книгу можно смотреть в любом направлении (по кругу, вверх ногами итд);
- Нет последовательности в изложении информации.
Кроме того, во многих виммельбухах встречаются парадоксальные детали, например, собака, лягушка, свинья, медведь и черепаха в роли фермера ухаживают за лошадью и коровой. На корабле нарисованы «крестики-нолики» и т.д.
Я не считаю виммельбухи вредными, но очевидно, что большому количеству моих клиентов они не подходят как развивающие пособия. Скорее, будут просто бесполезными до определенного момента в развитии.
Кому и в каких случаях точно не подойдут такие книжки:
- Детям с нарушением зрительного восприятия, которым сложно выделить фигуру на фоне, и с истощаемым зрительным вниманием. Виммельбухи имеют слишком сильное зрительное зашумление, и вычленить какие-то смысловые единицы такому ребенку будет очень трудно. Сюда относятся в том числе многие дети с РАС, которым такое пестрое полотно будет давать мощную сенсорную перегрузку по зрительной модальности. Некоторые дети с РАС вообще не способны воспринимать плоское изображение. Детям с нормой развития до 3 лет такие сверхдетализированные картины также будут «оптическим шумом».
- Детям с нарушенной схемой тела, несформированностью пространственно-временных представлений (в том числе с недостаточностью межполушарных взаимодействий) – до момента компенсации и появления четкого вектора в прослеживании строки (слева направо). Отсутствие четкого направления в развитии сюжета может сослужить плохую службу. Так, в нашей культуре закреплено движение слева направо при письме, чтении, прослеживании течения времени (например, прошлое и будущее, «сначала» и «потом»). Если у ребенка не сформировано внутреннее чувство пространства и времени, «система координат», то хаотичное расположение информации на странице его будет как минимум путать, а как максимум – растормаживать. Для детей с хорошей нормой развития я бы начинала не ранее 4-5 лет давать такие книги.
- Детям с незрелой регуляторной сферой, СДВГ. Такие дети часто когнитивно сохранны и способны установить причинно-следственные связи на сюжетных картинках. Однако ввиду импульсивности им это сделать часто очень трудно даже при наличии одного-единственного сюжета. Они выхватывают отдельные куски сюжета, остальное додумывают. И точно также действуют при чтении. Техника чтения у таких школьников часто слабая, поэтому ребенок торопится быстрее додумать сюжет. Даже события собственного дня современный ребенок часто не может вечером пересказать. Использование виммельбухов никак не поможет научиться ребенку действовать последовательно и прослеживать сюжет от начала до конца.
Чтобы установить причинно-следственные связи, ребенку необходим навык так называемой децентрации, то есть способности встать на место другого, «посмотреть его глазами». Ребенку с незрелой регуляторной сферой это сделать сложно. А если будет не один сюжет, а ….дцать, то в несколько раз сложнее. Я за то, чтобы дозировать информацию и убирать лишние стимулы.
- Нарушение «центрального связывания». Это также характерно для детей с РАС и СДВГ. За большим количеством деталей кроется глобальный смысл (а в случае виммельбуха – много сюжетных линий). Именно его ребенок не может поймать. Он может долго рассматривать мелкие яркие картинки, но связать воедино не может. Я очень часто это вижу на диагностике даже у условно нормотипичных детей. И виммельбух затрудняет формирование этого навыка.
Если задуматься, то виммельбух – это правополушарный жанр. Где важно умение воспринимать глобально. Фантазия, воображение, эстетика, юмор. Это всё про правое полушарие. И это очень важные функции. Но использовать виммельбухи целесообразно, когда сформирован «фундамент» для восприятия сложных художественных образов, то есть более базовые психические функции. Кроме того, желательно, чтобы описываемые в книге события ребенок предварительно «пропустил» через собственный опыт, через т.н. первую сигнальную систему (то есть через собственную сенсорику – увидеть в реальности, пощупать, понюхать, послушать и т.д.).
Какая альтернатива?
- Я уже много раз показывала в сторис Инстаграм пособие с сюжетными картинками от «Айрис Пресс». Его я использую для детей с 4 лет. Очень много сюжетных картинок есть в логопедических альбомах. Также можно брать большую сюжетную картинку (1 тема = 1 картинка).
- Для детей младшего возраста или с выраженной задержкой можно брать 2 картинки: «сначала» — «потом» (такие пособия также в ассортименте есть в магазинах).
- Для развития фантазии, переносного смысла и юмора – обязательно учите ребенка отгадывать загадки. Учите пословицы и поговорки, объясняйте их смысл.
- Визуальное расписание и рисунки «Как я провел день». Чтобы ребенок научился выделить события собственной жизни в течения дня и рассказать их последовательно.
Для детей, которые хорошо справляются с этими задачами и не имеют трудностей, описанных выше – виммельбухи подойдут.
Если было полезно, пишите «+» в комментариях.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.