В норме навык самостоятельного хождения на горшок формируется к 2 годам. При темповой задержке формирования навыка или если родители начали приучать ребёнка позже, «дружба с горшком» происходит к 2,5-3-летнему возрасту.
Приучение малыша к туалету может оказаться трудной задачей вне зависимости от того, есть у ребенка особенности развития или нет. Но если у него есть расстройство аутистического спектра, ЗПР, УО, этот процесс окажется ещё сложнее и будет иметь свои специфические трудности.
Причины отказа ребенка от горшка
Горшок – это не только новый предмет в жизни ребёнка, но и новая, связанная с ним программа поведения. Не все дети готовы сразу понять и освоить порядок действий, а отрицательные оценки со стороны родителей могут надолго отвернуть от горшка.
Почему ребёнок не приучается к горшку?
- Не готов к приучению.
- Сформировался “горшковый негативизм”. Ребёнок протестует против горшка, что может быть обусловлено повышенным уровнем тревожности, эмоциональным напряжением, связанными не с горшком, а с другими факторами, например, с детско-родительскими отношениями.
- Особенности сенсорного развития.
- Неправильное восприятие горшка как предмета для совершения туалета, например, ребёнок использует его только для игр.
- Горшок неудобный, холодный.
- Физиологические особенности, связанные с негативными переживаниями. Например, частые запоры, вызывающие боль при дефекации.
- Дискомфортная обстановка – например, холод на полу, темное место в углу, горшок в труднодоступном месте, многолюдно в комнате.
- У ребёнка есть особенности развития – РАС, ЗПР, УО, которые влияют на его способность управлять своими действиями, волей. Для таких детей сложно выполнять ряд связанных действий, поэтому приучение к горшку должно идти регулярно, но очень малыми шагами.
Но не нужно отчаиваться, эта проблему решить возможно. Даже дети с РАС со временем принимают порядок действий, главное — идти малыми шагами и закреплять умения на каждом этапе.
Приучать малыша ходить на горшок необходимо с опорой на те же базовые принципы, по которым происходит его знакомство с любыми новыми предметами или продуктами.
Когда можно начинать приучение к горшку?
Нормы возраста для горшка – величина очень условная, потому что этот процесс очень индивидуальный, зависящий от многих внешних и внутренних факторов. Лучше ориентироваться на признаки, которые демонстрирует малыш.
Признаки физиологической готовности
- Дефекация происходит примерно в одно и то же время ежедневно.
- Ребёнок в течение 2-3 часов остается сухим даже в подгузнике.
- Кал оформлен, он уже не младенческий пастообразный.
- Малыш показывает знаками, поведением, может сказать, когда он желает помочиться или опорожнить кишечник.
- Объем мочи за одно мочеиспускание стал намного больше.
- Малыш может идти по направлению к горшку или туалету, когда желает помочиться или покакать. Даже при неудачах такие порывы говорят о готовности. У нейроотличных деток этот признак может не проявляться совсем. Тем не менее, правильный психологический подход приведет к успешному научению.
- Умеет или пытается снимать штанишки, трусики. Дети с особенностями развития могут не выполнять этих действий, но хорошо реагируют на сенсорный раздражитель — мокрые трусики.
Признаки психологической готовности
- Нормотипичный ребёнок умеет выполнять два связанных действия. Например, по заданию «возьми кубик из коробки с игрушками и поставь его на машинку». Особенный ребёнок умеет запоминать и повторять простые действия, которым его обучил взрослый.
- Умеет собирать игрушки, надевать на себя вещи. Детей с особенностями обучать этим навыкам можно параллельно с приучением к горшку.
- Умеет слушать, что читают взрослые, или рассматривать книжки в течение нескольких минут. Специалист в процессе тренинга обучает ребенка с РАС сидеть несколько минут на горшке, унитазе.
- Интересуется, что взрослые делают в туалете, изучает унитаз. Дети с РАС, УО, ЗПР могут наблюдать за взрослыми, повторять некоторые действия родителей или обучаются этому в процессе туалетного тренинга.
Малыш, который уверенно копирует поведение, действия родителей, так же быстро освоит от них и привычку ходить в туалет. Для деток с особенностями развития этот путь может быть сложнее, поэтому потребуется больше времени, терпения, а также поддержка психолога.
Задача родителей – избежать негатива в этом процессе, постараться правильно обставить обучение и помочь ребенку перейти на новый, очень важный этап самоконтроля.
Как правильно организовать туалетное место
С горшком, как и с самим процессом знакомства с туалетной церемонией, должны сложиться приятные ассоциации. Неверно требовать от малыша исполнения задач, если он боится этого предмета, получил негативный опыт первых высаживаний, место для отправления нужд находится в непривлекательном или неудобном, а порой и недоступном месте.
Есть некоторые лайфхаки, как сделать туалетное место привлекательным для чада:
- Оно должно быть в пределах доступности малыша, на виду.
- Горшок должен соответствовать критериям удобства для малыша. Необязательно выбирать горшки с функциями игр, но очень важно, чтобы ребёнку было комфортно сидеть на нем некоторое время.
- Лучше не давать игрушки на горшке, тем более под запретом гаджеты. На первых порах можно предложить малышу посмотреть картинки в книжке, если нужно помочь сосредоточиться на процессе, не отвлекаясь на игровую деятельность. Ребенок должен запомнить ощущения на уровне тела, для этого надо стараться не отвлекать его внимание.
- Сопровождать процесс могут приятная музыка, детские песенки, включаемые в этом периоде. Но всё индивидуально, кого-то из детей это может отвлечь.
- Можно также предложить малышу посадить на соседний горшочек любимую куклу, мишку, машинку.
Сюжетную игру с усаживанием игрушек на горшок полезно практиковать вне туалета самого малыша, так как она помогает выстроить нужную ассоциацию.
Ключ к успеху – действовать неторопливо, постепенно, системно, чтобы ребёнок и родитель получали удовольствие во время процесса и учились новому для обоих взаимодействию.
Что точно нельзя делать?
При активных протестах не следует настаивать на просьбе, а тем более ругать, потому что у ребёнка может сформироваться негативное представление о процессе, что надолго задержит его желание ходить в туалет, а не в подгузник или в штанишки.
В процессе нужно также избегать:
- Отрицательной оценки действий малыша при его неудачах или протестах против горшка. Нужно выявить причину и поработать с ней, а не давить на ребёнка.
- Удерживать ребёнка на горшке силой, шлёпать, кричать, требовать какать или писать сразу, как высадили на горшок.
- Делать подарки в случае успеха. Этот метод может принести хорошие результаты в первые эпизоды, но потом имеет риск перейти в детский шантаж. Похвалу лучше выражать объятием, приятными словами, поцелуем, благодарностью за сухие штанишки.
- Хвалить только за результат в горшке. Если малыш хотел сделать свои дела на горшок, сказал об этом, но не дотерпел, его следует похвалить за попытку, не акцентируя на неудаче.
- При закреплении навыка ребёнок достоин похвалы, если вылил результат своих усилий в унитаз, сам надел штанишки, убрал горшок на место, помыл руки после туалета.
Наибольшая проблема, с которой сталкиваются родители на этом пути – сопротивление ребёнка. Оно почти всегда является отражением негативного опыта, который малыш получил, поэтому преодолеть его бывает нелегко.
Туалетный тренинг — для ребёнка и родителей
Несмотря на будничность, неудобство проблемы, к ней нельзя относиться, как к чему-то неприятному, раздражающему. Изменив свою тактику, отношение к детской туалетной практике, можно в короткие сроки достичь хороших результатов, при этом не нарушая климат в отношениях.
Если попытки приучить малыша к горшку претерпевают неудачу или родители желают освоить новые формы взаимодействия, помощь ABA-тераписта будет хорошей поддержкой и гарантией успеха. Особенно важно не затягивать приучение к горшку, если ребенок достиг 3-летнего возраста и при этом имеет особенности поведения или развития.
Психолог центра проведёт с вами и ребёнком индивидуальный туалетный тренинг, в ходе которого разберет все нюансы поведения, привычек малыша и родителей, составит индивидуальную структурированную программу приучения к горшку с учетом всех особенностей ребенка.
Этого хороший способ получить практические навыки детско-родительского общения с получением положительных результатов по поставленной задаче.
Консультация может быть проведена в режиме онлайн. Чтобы записаться к поведенческому психологу, обратитесь к администраторам Центра.
Не нужно ничего выдумывать, ведь всё уже готово к освоению. Расскажите нам о своих переживаниях, позвольте поучаствовать в ситуации, и досадная проблема останется в прошлом!