Тест Векслера: история создания

Одним из самых известных методов диагностики интеллекта является тест Векслера. Он используется в клинических целях, в том числе для диагностики умственной отсталости у детей и интеллектуального дефицита у взрослых при различных патологических состояниях. Также данный тест получил распространение «за пределами» клиники для диагностики здоровых людей (школа, проф. отбор и т.д.).

Есть легенда, согласно которой в СССР тест был контрабандой ввезен в конце 40-х годов через Таллин.

На сегодня существует три версии теста Векслера:

  • WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) – для взрослых (от 16 лет). Русскоязычная версия впервые адаптирована в НИПНИ им. Бехтерева в 1956 г. Последняя адаптация проведена психологами СПБГУ в 1991 г.
  • WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) – для старших дошкольников и школьников (5-16 лет). Последняя российская адаптация проведена в 1992 г. Именно этот тест помогает дифференцировать ЗПР и УО.
  • WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) – для детей от 2.5 до 7 лет. Данная версия не имеет официальной адаптации, однако существует вариант М.Н. Ильиной, опубликованный в работе «Психологическая оценка интеллекта у детей» (СПб, издательство Питер, 2006 г.). Важно: автор указывает, что версия валидна лишь для детей с 4 лет.

Создателем методики является американский психолог румынского происхождения Дэвид Векслер. Во время первой мировой войны он оказался в группе психологов, которые тестировали новобранцев с помощью армейского теста «Альфа» и теста Стэнфорд-Бине.

Среди учителей Векслера необходимо отметить обладателя Нобелевской премии Роберта С. Вудвортса, под руководством которого он получил степень магистра, а позже и докторскую степень по философии. Работа же по созданию тестов для призывников происходила под руководством таких известных в мире математической статистики фигур, как Чарльз Спирмен и Карл Пирсон.

С 1932 года Дэвид Векслер становится главным психологом психиатрической клиники Белльвью. В 1939 году он создает первый вариант шкалы интеллекта для взрослых, а через три года – второй вариант, «армейский Векслер» (идет Вторая мировая война). В 1955 году вышла окончательная версия теста для взрослых. «Детский» Векслер вышел в 1949г. И для детей более раннего возраста – в 1963г.

Интересное о тесте Векслера

В начале 20 века широко использовался тест интеллекта Стэнфорда-Бине, который основывался на исчислении «умственного возраста» человека и соотнесении его с реальным биографическим. Векслер счел такой подход слишком узким.

Дэвид Векслер разделил понятие интеллекта на вербальный и невербальный компоненты. Именно они оцениваются с помощью различных субтестов (всего их 11/12 в зависимости от варианта). Выполнение каждого субтеста требует множества способностей. И сам процесс диагностики, и интерпретация теста Векслера – это целое искусство! Интерпретируется не только итоговая цифра (показатель интеллекта), но и сам процесс тестирования, поведение испытуемого, а также итоговый профиль значений по каждому субтесту.

Любопытно, что каждые 10 лет официальная версия теста обновляется, чтобы компенсировать так называемый эффект Флинна. Эффект Флинна – это статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) c течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру.

Тест Векслера изначально стандартизируется так, что величина IQ = 100 является средним значением по выборке. Эффект Флинна заключается в следующем: с течением лет новые тестируемые показывают все более высокий балл. То есть средний IQ людей постепенно повышается. Этот эффект ученые наблюдают с 1934 года в разных странах. С 1979 года рост IQ замедлился, а за период с 1998 по 2004 годы исследования показали падение показателей интеллекта. Объяснение пока не найдено. Возможно, это связано с тем, что исследования проводились на призывниках, то есть произошли социальные изменения, которые обусловили более низкий уровень интеллекта у молодых людей, уходящих в армию.

Также очень интересно, что тест Векслера очень «чувствителен» к показателям ниже нормы, но не сможет также детально проиллюстрировать картину состояния интеллекта для одаренного или гениального человека. Процедура тестирования не предусматривает такой цели, поэтому просто будет высокий показатель IQ.

Что первично, а что вторично в интеллекте?

Раньше считалось, что невербальная часть интеллекта – врожденная и наследуемая. А вербальная формируется прижизненно.

Но данные психогенетических исследований дают обратную картину: невербальный интеллект тренируем и зависит от опыта человека. А вот вербальный – во многом генетически обусловлен (как исторически более позднее образование в психике).

При этом на развитие невербального интеллекта существенно оказывает влияние общение и совместная деятельность с отцами, а мать влияет на вербальный компонент. Поэтому девочки до какого-то момента опережают мальчиков по вербальным показателям (по статистике, мамы общаются больше с младенцами-девочками, чем с мальчиками). Но со временем эта разница уменьшается.

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Тест Векслера: история создания
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]